01.02.11

Комментарий на книги Иисуса Навина и Судей

Книги Иисуса Навина, Судей и Царств, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа от смерти Моисея до вавилонского плена. Своего рода «прологом» к этим книгам служит Второзаконие — прощальная речь Моисея, за которой следует рассказ о его смерти. Именно во Второзаконии сформулирована та религиозно-политическая концепция, из которой исходят авторы книг Иисуса Навина, Судей и Царств, когда они пишут историю Израиля, оценивают отдельных героев этой истории, истолковывают судьбу еврейского народа. Поэтому в современной научной литературе весь этот корпус книг принято называть «девтерономической историей» (от латинского Deuteronomium — «Второзаконие»).

Важнейшее из требований, которые предъявляет Второзаконие к израильтянам, — не служить и не поклоняться никаким богам, кроме Господа (Яхве). Израильтяне обязаны уничтожить в Земле Обетованной все места поклонения «чужим богам». Они не должны вступать ни в политические союзы, ни в браки с местными народами — иначе эти народы соблазнят израильтян поклоняться «чужим богам». Более того, чтобы не подвергаться такому соблазну, израильтяне обязаны без ос­татка истребить все народы и племена, обитавшие в Палестине до их прихода. Иначе Господь не будет помогать израильтянам и они будут изгнаны из страны, которую Господь даровал им (Втор 7:1-5).

«Девтерономическая история» иллюстрирует эти положения. Наличие сквозных тем и языковое единство важнейших текстов говорят о том, что «девтерономическая история» — это единое, целостное произведение. Оно было создано, как предполагают, в середине I тыс. до н. э.; последнее упомянутое в ней событие — осво­бождение царя Иехонии из вавилонской тюрьмы (4 Цар 25:27-30) — датируется 561 г. до н. э.

Книга Иисуса Навина

Книга называется так по имени предводителя израильтян во вре­мя завоевания Ханаана. Его еврейское имя — Ехошуа, сын Нуна. В Септуагинте (древний перевод еврейской Библии на греческий язык) это имя передано как Иисус, сын Навэ. В церковнославянском и Си­нодальном переводах, которые следуют греческой Библии, оно от­ражено как Иисус, сын Навин (т. е. «Иисус, сын Навы» — та же самая словообразовательная модель, что «Фомин сын» или «Лукин брат»). Общепринятое название шестой книги Ветхого Завета в русском языке — Книга Иисуса Навина.

Первая часть книги (главы 1 — 12) — это рассказ о завоевании Палестины, во время которого Господь чудесным образом помогает израильтянам. «Господь отдал израильтянам всю эту страну — как Он и обещал их праотцам... всё сбылось!» (Нав. 21:43-45). Израильтяне, со своей стороны, выполняют все предписания Господа (Нав. 11:12,14-15). Лишь грех Ахана ставит под угрозу союз Господа с Израилем — израильтяне попадают в беду. Но нарушитель наказан, и Господь вновь на стороне Израиля (Нав. 7).

Иисус Навин предстает как идеальный вождь Израиля и — что специально подчеркивается — как достойный преемник Моисея (1:5; 3:7; 4:14). В критическую минуту Иисус ходатайствует пред Богом за израильский народ (7:6-9), как это делал Моисей (Втор. 9:25-29). Важнейшие события Исхода (встреча Моисея с Богом, первое празд­нование Пасхи, переход через море Суф) отражены, как в зеркале, в книге Иисуса Навина: переход через Иордан (главы 3 — 4), первое празднование Пасхи в Земле Обетованной (5:10-12), встреча Иисуса с вождем воинства Господнего (5:13-15). Торжеству Моисея над егип­тянами соответствует торжество Иисуса над жителями Ханаана. Бли­зость книг Исхода и Иисуса Навина видна даже в деталях. Жест, которым Иисус простирает свой меч в сторону вражеского города (8:18), напоминает жест, которым Моисей простирает свой посох, призывая на Египет божью кару (Исх. 10:13). Один и тот же образ — «стена воды» (евр. нед; очень редкое слово) употреблен в Исх. 15:8 и Нав. 3:13-16. Как и в Исх. 4:25, в Нав. 5:2-3 обрезание совер­шается каменными (кремневыми) ножами. Наконец, как в Исх. 12:23 кровь на дверных косяках ограждает дом от смерти, так и в Нав. 2:18-21 алый шнурок в окне у Рахав спасает ее род от уничтожения.

Далее (главы 13 — 21) идет рассказ о разделе завоеванных земель между израильскими племенами. В понимании авторов книги Иисуса Навина границы Израиля в целом, равно как и границы отдельных племен, установлены самим Богом, и поэтому владения каждого из племен описаны со всей возможной тщательностью. Перед нами, по сути дела, подробнейшее описание географии древ­ней Палестины.

Это описание явно неоднородно. «Наделу» племени Иуды уделено шестьдесят три стиха: описание границ надела и подробный список селений Иуды, разбитый по округам (гл. 15). Племени Вениамина уделено восемнадцать стихов: описание границ надела и подробный список селений (18:11-28). Остальным племенам достается всего по несколько стихов. Очевидно, для автора этих текстов земли Иуды и Вениамина, которые соответствуют территории Иудейского царства и Иудеи послепленного времени, представляли больший интерес (или просто были лучше ему знакомы), чем остальная Палестина.

В Иис Нав 11:13; 15:63; 16:10; 17:11-12 мы встречаем замечания о том, что рядом важнейших городов древней Палестины израильтяне так и не овладели. Однако эти разрозненные замечания не влияют на общую картину полного триумфа израильтян над жителями Ханаана.

Последние главы книги (22 — 24) — прощальные речи Иисуса Навина. В них повторяются основные положения Второзакония — прощальной речи Моисея.

Книга Судей

Евр. слово шофет многозначно: «судья», «правитель», «вождь». В Карфагене, жители которого говорили на пунийском языке (род­ственном древнееврейскому), так называли высших должностных лиц государства, и римляне считали, что карфагенские «суфеты» — то же, что римские консулы. В седьмой книге Ветхого Завета шофет — это титул предводителей древнего Израиля в эпоху, пред­шествовавшую установлению царской власти. Во многих перево­дах, древних и новых, этот титул передается как «судья», отсюда происходит и традиционное заглавие книги. Но такой перевод явно неудачен: герои книги — полководцы и воины, о выполнении ими судебных функций речь не идет. Поскольку заглавие Книга Судей прижилось в русском языке, мы сохраняем его, но в самом тексте передаем евр. шофет как «вождь».

Уже начальные главы книги Судей представляют резкий конт­раст с книгой Иисуса Навина: на первый план выступает незавер­шенность израильского завоевания. Авторы книги выдвигают целых три объяснения того, почему так получилось:
 1) Господь оставил в Палестине часть прежнего населения, чтобы испытать израильтян — не свернут ли они с пути своих пред­ков, почитавших Господа (Суд 2:22-23).

Так или иначе, отныне история Израиля идет по кругу: израиль­тяне оставляют Господа Господь оставляет их враги одолева­ют израильтяне взывают к Господу о помощи посланный Гос­подом вождь («Судья») избавляет израильтян от врагов после смерти вождя израильтяне вновь оставляют Господа. Эта схема объе­диняет повествования о 12 вождях, в том числе — ряд ярких и красочных новелл. «Песнь Деворы» (Суд 5) многие считают древ­нейшим памятником еврейской литературы.

Завершающие главы книги с их лейтмотивом «в ту пору у Израиля не было царя и каждый делал, что хотел» подготавливают переход к новой теме, которая станет центральной для следующих книг «девте- рономической истории». Это тема царской власти в Израиле.

Библейское повествование и современная археология

С начала археологических исследований в Палестине ученые стре­мились отыскать следы еврейского завоевания Ханаана, которое опи­сано в книге Иисуса Навина. Действительно, раскопки подтвердили, что около XIII в. до н. э. (время, к которому принято относить завое­вание Ханаана израильтянами) большинство городов древней Пале­стины было разрушено и сожжено. Но по мере того как совершенст­вовались методы датировки археологических находок, становилось очевидным, что эти разрушения были не одновременны. Скажем, ги­бель ханаанейского города Лахиша (крупнейший из раскопанных го­родов той эпохи на территории Иудеи) относится к середине XII в. до н. э., а сожжение Хацора (главный город Ханаана в середине II тыс. до н. э.) к XIII в. до н. э. Возможно, что какие-то из этих разруше­ний связаны не с появлением в Палестине древних израильтян, а с походами египетских фараонов в Азию или же с нашествием «наро­дов моря».

Появление в XШ — XII вв. до н. э. новых поселенцев в горах Иудеи и Самарии — на территории будущих Израиля и Иудеи — предстает перед современными археологами не как мгновенное за­воевание, а как сложный и длительный процесс, в который были вовлечены представители разных материальных культур.

Особую проблему представляет хронология Иерихона и Ая. Бри­танский археолог Дж. Гарстанг, раскапывавший Иерихон в 1930-х годах, обнаружил фундаменты мощных укреплений, которые он отождествил со стенами, упомянутыми в книге Иисуса Навина. Од­нако дальнейшие исследования показали, что укрепления Иерихона следует датировать более ранним временем, а к XIII XII вв. до н. э. они уже несколько столетий лежали в руинах. Так же обстоит дело и с Аем: расцвет этого города приходится на III тыс. до н. э., а во II тыс. до н. э. он был в запустении.

Некоторые историки, озадаченные результатами археологичес­кого исследования Палестины, ставят их под сомнение (например, предполагают, что древние Иерихон и Ай находились в каких-то других местах, а не там, где сейчас ведутся раскопки).

Другие исходят из того, что нельзя подходить к библейским повествованиям как к историческому документу: для авторов «девтерономической истории» важен был прежде всего урок, кото­рый они хотели донести до своего читателя. Чтобы сделать этот урок более наглядным, они могли перенести в прошлое свой идеал единого и благочестивого Израиля, а появление еврейского народа в Палестине представить как быстрое завоевание. Рассказ об этом завоевании вобрал в себя традиции, восходящие к разным эпохам.

Отношение христианских и еврейских теологов к этим пробле­мам зависит от их богословских установок.
  
М. Г. Селезньов.

Немає коментарів:

Дописати коментар