Книги Иисуса Навина, Судей и Царств, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа от смерти Моисея до вавилонского плена. Своего рода «прологом» к этим книгам служит Второзаконие — прощальная речь Моисея, за которой следует рассказ о его смерти. Именно во Второзаконии сформулирована та религиозно-политическая концепция, из которой исходят авторы книг Иисуса Навина, Судей и Царств, когда они пишут историю Израиля, оценивают отдельных героев этой истории, истолковывают судьбу еврейского народа. Поэтому в современной научной литературе весь этот корпус книг принято называть «девтерономической историей» (от латинского Deuteronomium — «Второзаконие»).
Важнейшее из требований, которые предъявляет Второзаконие к израильтянам, — не служить и не поклоняться никаким богам, кроме Господа (Яхве). Израильтяне обязаны уничтожить в Земле Обетованной все места поклонения «чужим богам». Они не должны вступать ни в политические союзы, ни в браки с местными народами — иначе эти народы соблазнят израильтян поклоняться «чужим богам». Более того, чтобы не подвергаться такому соблазну, израильтяне обязаны без остатка истребить все народы и племена, обитавшие в Палестине до их прихода. Иначе Господь не будет помогать израильтянам и они будут изгнаны из страны, которую Господь даровал им (Втор 7:1-5).
«Девтерономическая история» иллюстрирует эти положения. Наличие сквозных тем и языковое единство важнейших текстов говорят о том, что «девтерономическая история» — это единое, целостное произведение. Оно было создано, как предполагают, в середине I тыс. до н. э.; последнее упомянутое в ней событие — освобождение царя Иехонии из вавилонской тюрьмы (4 Цар 25:27-30) — датируется 561 г . до н. э.
Книга Иисуса Навина
Книга называется так по имени предводителя израильтян во время завоевания Ханаана. Его еврейское имя — Ехошуа, сын Нуна. В Септуагинте (древний перевод еврейской Библии на греческий язык) это имя передано как Иисус, сын Навэ. В церковнославянском и Синодальном переводах, которые следуют греческой Библии, оно отражено как Иисус, сын Навин (т. е. «Иисус, сын Навы» — та же самая словообразовательная модель, что «Фомин сын» или «Лукин брат»). Общепринятое название шестой книги Ветхого Завета в русском языке — Книга Иисуса Навина.
Первая часть книги (главы 1 — 12) — это рассказ о завоевании Палестины, во время которого Господь чудесным образом помогает израильтянам. «Господь отдал израильтянам всю эту страну — как Он и обещал их праотцам... всё сбылось!» (Нав. 21:43-45). Израильтяне, со своей стороны, выполняют все предписания Господа (Нав. 11:12,14-15). Лишь грех Ахана ставит под угрозу союз Господа с Израилем — израильтяне попадают в беду. Но нарушитель наказан, и Господь вновь на стороне Израиля (Нав. 7).
Иисус Навин предстает как идеальный вождь Израиля и — что специально подчеркивается — как достойный преемник Моисея (1:5; 3:7; 4:14). В критическую минуту Иисус ходатайствует пред Богом за израильский народ (7:6-9), как это делал Моисей (Втор. 9:25-29). Важнейшие события Исхода (встреча Моисея с Богом, первое празднование Пасхи, переход через море Суф) отражены, как в зеркале, в книге Иисуса Навина: переход через Иордан (главы 3 — 4), первое празднование Пасхи в Земле Обетованной (5:10-12), встреча Иисуса с вождем воинства Господнего (5:13-15). Торжеству Моисея над египтянами соответствует торжество Иисуса над жителями Ханаана. Близость книг Исхода и Иисуса Навина видна даже в деталях. Жест, которым Иисус простирает свой меч в сторону вражеского города (8:18), напоминает жест, которым Моисей простирает свой посох, призывая на Египет божью кару (Исх. 10:13). Один и тот же образ — «стена воды» (евр. нед; очень редкое слово) употреблен в Исх. 15:8 и Нав. 3:13-16. Как и в Исх. 4:25, в Нав. 5:2-3 обрезание совершается каменными (кремневыми) ножами. Наконец, как в Исх. 12:23 кровь на дверных косяках ограждает дом от смерти, так и в Нав. 2:18-21 алый шнурок в окне у Рахав спасает ее род от уничтожения.
Далее (главы 13 — 21) идет рассказ о разделе завоеванных земель между израильскими племенами. В понимании авторов книги Иисуса Навина границы Израиля в целом, равно как и границы отдельных племен, установлены самим Богом, и поэтому владения каждого из племен описаны со всей возможной тщательностью. Перед нами, по сути дела, подробнейшее описание географии древней Палестины.
Это описание явно неоднородно. «Наделу» племени Иуды уделено шестьдесят три стиха: описание границ надела и подробный список селений Иуды, разбитый по округам (гл. 15). Племени Вениамина уделено восемнадцать стихов: описание границ надела и подробный список селений (18:11-28). Остальным племенам достается всего по несколько стихов. Очевидно, для автора этих текстов земли Иуды и Вениамина, которые соответствуют территории Иудейского царства и Иудеи послепленного времени, представляли больший интерес (или просто были лучше ему знакомы), чем остальная Палестина.
В Иис Нав 11:13; 15:63; 16:10; 17:11-12 мы встречаем замечания о том, что рядом важнейших городов древней Палестины израильтяне так и не овладели. Однако эти разрозненные замечания не влияют на общую картину полного триумфа израильтян над жителями Ханаана.
Последние главы книги (22 — 24) — прощальные речи Иисуса Навина. В них повторяются основные положения Второзакония — прощальной речи Моисея.
Книга Судей
Евр. слово шофет многозначно: «судья», «правитель», «вождь». В Карфагене, жители которого говорили на пунийском языке (родственном древнееврейскому), так называли высших должностных лиц государства, и римляне считали, что карфагенские «суфеты» — то же, что римские консулы. В седьмой книге Ветхого Завета шофет — это титул предводителей древнего Израиля в эпоху, предшествовавшую установлению царской власти. Во многих переводах, древних и новых, этот титул передается как «судья», отсюда происходит и традиционное заглавие книги. Но такой перевод явно неудачен: герои книги — полководцы и воины, о выполнении ими судебных функций речь не идет. Поскольку заглавие Книга Судей прижилось в русском языке, мы сохраняем его, но в самом тексте передаем евр. шофет как «вождь».
Уже начальные главы книги Судей представляют резкий контраст с книгой Иисуса Навина: на первый план выступает незавершенность израильского завоевания. Авторы книги выдвигают целых три объяснения того, почему так получилось:
1) Господь оставил в Палестине часть прежнего населения, чтобы испытать израильтян — не свернут ли они с пути своих предков, почитавших Господа (Суд 2:22-23).
1) Господь оставил в Палестине часть прежнего населения, чтобы испытать израильтян — не свернут ли они с пути своих предков, почитавших Господа (Суд 2:22-23).
Так или иначе, отныне история Израиля идет по кругу: израильтяне оставляют Господа — Господь оставляет их — враги одолевают — израильтяне взывают к Господу о помощи — посланный Господом вождь («Судья») избавляет израильтян от врагов — после смерти вождя израильтяне вновь оставляют Господа. Эта схема объединяет повествования о 12 вождях, в том числе — ряд ярких и красочных новелл. «Песнь Деворы» (Суд 5) многие считают древнейшим памятником еврейской литературы.
Завершающие главы книги с их лейтмотивом «в ту пору у Израиля не было царя и каждый делал, что хотел» подготавливают переход к новой теме, которая станет центральной для следующих книг «девте- рономической истории». Это тема царской власти в Израиле.
Библейское повествование и современная археология
С начала археологических исследований в Палестине ученые стремились отыскать следы еврейского завоевания Ханаана, которое описано в книге Иисуса Навина. Действительно, раскопки подтвердили, что около XIII в. до н. э. (время, к которому принято относить завоевание Ханаана израильтянами) большинство городов древней Палестины было разрушено и сожжено. Но по мере того как совершенствовались методы датировки археологических находок, становилось очевидным, что эти разрушения были не одновременны. Скажем, гибель ханаанейского города Лахиша (крупнейший из раскопанных городов той эпохи на территории Иудеи) относится к середине XII в. до н. э., а сожжение Хацора (главный город Ханаана в середине II тыс. до н. э.) — к XIII в. до н. э. Возможно, что какие-то из этих разрушений связаны не с появлением в Палестине древних израильтян, а с походами египетских фараонов в Азию или же с нашествием «народов моря».
Появление в XШ — XII вв. до н. э. новых поселенцев в горах Иудеи и Самарии — на территории будущих Израиля и Иудеи — предстает перед современными археологами не как мгновенное завоевание, а как сложный и длительный процесс, в который были вовлечены представители разных материальных культур.
Особую проблему представляет хронология Иерихона и Ая. Британский археолог Дж. Гарстанг, раскапывавший Иерихон в 1930-х годах, обнаружил фундаменты мощных укреплений, которые он отождествил со стенами, упомянутыми в книге Иисуса Навина. Однако дальнейшие исследования показали, что укрепления Иерихона следует датировать более ранним временем, а к XIII — XII вв. до н. э. они уже несколько столетий лежали в руинах. Так же обстоит дело и с Аем: расцвет этого города приходится на III тыс. до н. э., а во II тыс. до н. э. он был в запустении.
Некоторые историки, озадаченные результатами археологического исследования Палестины, ставят их под сомнение (например, предполагают, что древние Иерихон и Ай находились в каких-то других местах, а не там, где сейчас ведутся раскопки).
Другие исходят из того, что нельзя подходить к библейским повествованиям как к историческому документу: для авторов «девтерономической истории» важен был прежде всего урок, который они хотели донести до своего читателя. Чтобы сделать этот урок более наглядным, они могли перенести в прошлое свой идеал единого и благочестивого Израиля, а появление еврейского народа в Палестине представить как быстрое завоевание. Рассказ об этом завоевании вобрал в себя традиции, восходящие к разным эпохам.
Отношение христианских и еврейских теологов к этим проблемам зависит от их богословских установок.
М. Г. Селезньов.
Немає коментарів:
Дописати коментар