31.01.11

Комментарий на книгу "Второзаконие"

Название книги

Русское слово «Второзаконие» — калька греческого девтерономион, т. е. «повторный закон». Это название подчеркивает, что основная часть книги (законодательный корпус Втор 12 — 26) частично повторяет, частично дополняет те предписания и наставления, что были даны в предыдущих книгах Пятикнижия. В греческой Библии слово девтеро­номион употребляется во Втор 17:18, где оно передает (ошибочно!) ев­рейское выражение мишне ха-Тора («копия этого Наставления»). Воз­можно, именно из Втор 17:18 это слово в греческой Библии было пере­несено в заглавие книги.

В еврейской традиции книги Пятикнижия именуются по их пер­вым словам. Начало книги Второзакония: «Вот слова, с которыми Моисей обратился...» Поэтому еврейское название этой книги — Деварим («Слова»).

Второзаконие и Пятикнижие

Второзаконие — последняя книга Пятикнижия. Особенности языка и стиля отличают эту книгу от предшествующих; например, вместо названия «Синай» используется название «Хорив». Несколько иначе расставлены и богословские акценты. На первый план выступает заповедь о том, что поклонение Богу должно совершаться лишь в одном-единственном месте (которое самаритянская традиция отождествляет с горой Геризим, еврейская традиция – с Иерусалимом,  хотя во Второзаконии Иерусалим не упомянут ни разу).

В предыдущих книгах Пятикнижия эти темы либо отсутствуют совсем, либо не занимают того центрального положения, какое они заняли во Второзаконии.

Второзаконие и «девтерономическая история»

С точки зрения особенностей языка и теологии, к Второзаконию ближе всего следующие за ним в Библии исторические книги: Иисуса Навина, Судей и 1 — 4 Царств. Оценивая поступки вождей и царей Израиля, авторы этих книг исходят прежде всего из норм Второзако­ния. Речи Иисуса Навина (Нав. 23) и пророка Самуила (1 Цар 12), молитва царя Соломона (3 Цар 8) звучат почти как цитаты из Второза­кония. Второзаконие служит программой для религиозных реформ царей Езекии и Иосии, как они описаны в 4 Цар. Поэтому нередко все пространное историческое повествование книг Иисуса Навина, Судей и 1 — 4 Царств называют «девтерономической историей». Книга Второзакония — пролог к этой истории. По мнению некоторых уче­ных, краткий исторический обзор в первых трех главах Второзакония следует считать не столько введением во Второзаконие, сколько вве­дением в «девтерономическую историю».

Завершающие главы книги (31 — 32) должны свидетельствовать, что вся дальнейшая судьба Израиля (описанная в «девтерономической ис­тории») была предсказана заранее: и то, что израильтяне обратятся к «другим богам», и то, что Господь покарает их за это.

Строение книги

Тексты Втор 1 — 4 и 5 — 30 предстают перед нами как прощальные речи Моисея, каждой из которых предпослано заглавие (1:1-5 и 4:44-49). В этих речах есть несколько вводных фраз, где о Моисее говорится в 3-ем лице (5:1а; 27:1а, 9а; 29:1-2а). На стыке речей находится неболь­шой повествовательный фрагмент, где Моисей выделяет три города-убежища в Заиорданье (4:41-43). Редакторскими вставками следует считать «этнографические комментарии» о рефаимах и других древ­них народах Палестины (2:10-12, 20-23; 3:11, 13Б-14).

Заглавия 1:1-5 и 4:44-49 сообщают нам, где и когда Моисей произносил эти речи. Впрочем, географические указания первого заглавия не вполне ясны. Согласно второму заглавию, прощальная речь Моисея была произнесена близ Бет-Пеора, то есть на Моавской равнине, что лежит к востоку от Иордана, напротив Иерихона. Неподалеку от Бет-Пеора находится гора Фасга, где Моисею суждено было умереть. Что касается времени произнесения речей, оба заглавия едины: это было пос­ле победы израильтян над царями Заиорданья — Сихоном, царем хешбонским, и Огом, царем башанским.

Воспоминания Моисея

В первой речи Моисей вспоминает путь израильтян через пустыню начиная с того момента, как они покинули гору Хорив, и кончая их приходом к берегу Иордана. Этот рассказ выглядит как изложение книги Чисел (в нескольких стихах можно усмотреть также аллюзии на Исх. 18).

В последующих главах (начало второй речи) в центре воспоминаний Моисея — более ранние и намного более значимые события на Хориве (5:1-33; 9:9-21; 9:25 — 10:5; 10:10-11). Их описание в основном соответ­ствует книге Исхода.

Воспоминания Моисея в главах 1 — 10 чередуются с увещеваниями по­виноваться Господу. Воспоминания и увещевания тесно связаны между собою. Так, увещевания гл. 4 сперва отсылают слушающего к событиям в Бет-Пеоре (приходом израильтян в Бет-Пеор завершилась гл. 3), а затем — к теофании на Хориве, которая описана в гл. 5. Увещевания в начале 9-й главы переходят в упреки израильтянам за их «упрямство», и это подготавливает рассказ гл. 9 о грехах израильтян у горы Хорив.

Второзаконие как второй договор Господа с Израилем

Важнейшее место в книге Второзакония занимают вложенные в уста Моисея наставления и предписания. Особняком стоят Десять Запове­дей (Втор 5:6-21), которые даны прежде всех остальных повелений. Значение Десяти Заповедей подчеркивается тем, что их слышит непосредственно из уст Бога весь народ Израиля (5:22), меж тем как прочие «повеления, предписания и законы» Бог передает через Мои­сея (5:31).

Главы 12 — 26 принято называть «девтерономическим сводом зако­нов». Хотя подчеркивается, что эти законы восходят к хоривской теофании (5:31; 6:1), Моисей возвещает их лишь в Моаве — тому поколению израильтян, которому предстоит завоевывать Землю Обетованную. В 29:1 договор Господа с Израилем, заключенный на Моавской равнине, осмыс­ливается как второй договор (имеется в виду, что первый договор был заключен на Хориве). Условия нового договора (Втор 12 — 26) во многом дублируют законодательную часть книги Исхода (Исх. 20 — 23), но есть и ряд отличий.

Важнейшее из отличий — это сформулированное в самом начале девтерономического свода (в 12-й главе) предписание о централиза­ции богослужения. Оно проходит красной нитью через всю первую половину девтерономического свода (главы 12 — 18). Историки отме­чают связь между этим предписанием и религиозными реформами иудейских царей Езекии и Иосии (4 Цар 18:1-6; 22:1 — 23:30). Согласно весьма правдоподобной гипотезе, «книга Наставления», найденная в иерусалимском Храме во время ремонтных работ при царе Иосии (4 Цар 22:8-11; 23:24), — это и есть книга Второзакония (или текст, легший в ее основу).

По своему строению Второзаконие схоже с древними ближневос­точными договорами: сначала идет предыстория (главы 1 — 11), затем условия договора (главы 12 — 26), наконец — благословения тем, кто соблюдает договор, и проклятия тем, кто его нарушает (главы 27 — 28). Перечень проклятий ослушникам обнаруживает особенно много сход­ства с известными нам текстами древнего Ближнего Востока, в частности с хеттскими и ассирийскими договорами.

Заключительные главы. Переход к книге Иисуса Навина

Заключительные главы Второзакония — это, одновременно, и зак­лючительные главы всего Пятикнижия. В их прозаических частях пе­реплетены две разные традиции: в одних пассажах явственно выступа­ет на первый план характерный язык Второзакония, другие — ближе к книгам Исход, Левит и Числа. Уже в первых трех главах Второзакония Господь говорит, что Иисус Навин должен стать преемником Моисея (1:38; 3:28). Во Втор. 31 Мои­сей делает Иисуса своим преемником и поручает ему завоевание Земли Обетованной (31:3,7-8). Это подготавливает плавный переход повест­вования к следующей книге Библии — книге Иисуса Навина. Слова, обращенные к Иисусу во Втор 31:7-8, 23, будут почти буквально повто­рены в Нав 1:1-9.

М. Г. Селезньов

Немає коментарів:

Дописати коментар