28.01.11

Комментарий на книгу пророка Иеремии



Книга пророка Иеремии - самая большая пророческая книга Ветхого Завета. Единого сюжета в ней нет, она представляет собою собрание разнородных текстов: речи самого пророка, рассказы о нем, небольшие фрагменты исторических хроник. Проза и поэзия чередуются внутри книги.

Пророк Иеремия жил в эпоху гибели Иудейского царства. Па­лестина и Сирия стали тогда ареной борьбы двух «сверхдержав» древнего мира - Египта и Вавилона, пришедшего на смену Асси­рии. Последние цари Иудеи, а вместе с ними и весь народ страны оказались заложниками этой борьбы. Царь Иосия был убит егип­тянами, его сын царь Иоахаз уведен в Египет; внук Иосии, царь Иехония, был уведен в Вавилон, а затем туда же уведен и млад­ший сын Иосии, царь Седекия. В 586 (или 587) г. до н. э. проис­ходит национальная катастрофа: Иерусалим и Храм до основа­ния разрушены войсками Навуходоносора, государство уничтожено. Колонны пленных жителей страны - мужчины, жен­щины, дети - с небольшими котомками на плечах уходят в дале­кую Вавилонию, где им предстоит провести десятки лет, а мно­гим - остаться навсегда. Перед этими людьми неизбежно вставал мучительный вопрос: «Почему случилось такое несчастье?». Книга Иеремии - попытка ответить на этот вопрос.

Текст

Наиболее авторитетными еврейскими рукописями являются два масоретских кодекса - Ленинградский кодекс (1009 г.) и кодекс из Алеппо (X в.). Разночтения между этими двумя ко­дексами минимальны. Три неполные рукописи Иеремии, обнаруженные в Кумране, датируются II - I вв. до н. э. Эти рукописи весьма различны - они отражают две древние редакции текста Иеремии, длинную и краткую. Масоретский текст ближе к длинной редакции, в то время как Септуагинта (древний перевод на греческий язык), судя по всему, переводилась с краткого варианта книги. Этим отчасти объясняется столь большое число расхождений между Септуагинтой и масоретским текстом в книге Иеремии. Текст Септуагинты (краткая редакция) приблизительно на одну восьмую короче масоретского текста. В Септуагинте реже встре­чается формула «говорит Господь» (147 раз; в масоретском тек­сте - 176 раз), меньше подзаголовков, имя Иеремия в большин­стве случаев не сопровождается уточняющим словом «пророк», меньше повторений одних и тех же пассажей в различных мес­тах книги, в Септуагинте нет криптограмм (Иер 25:25, 26; 51:1, 41). Различно и расположение глав в масоретском тексте и Септуагинте. Главное отличие заключается в том, что пророчества о народах, помещенные в масоретском тексте в конце книги, в Септуагинте находятся в середине (25:13 - 31:44). Кроме того, народы в этих пророчествах перечислены в различной последова­тельности.

Считается, что и краткая, и длинная редакции текста выполне­ны редакторами, принадлежавшими к тому же идеологическому направлению, что и авторы книги Второзакония.

Помимо масоретского текста, кумранских рукописей и Септуагинты, важнейшими текстуальными свидетельствами книги Иере­мии являются: Вульгата (перевод на латинский), Пешитта (пере­вод на сирийский язык) и таргумы (переводы на арамейский язык).

Исторический фон

В книге Иеремии сообщается, что деятельность пророка про­ходила при пяти иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии.

Иосия правил с 640 по 609 г. до н. э. Согласно 4 Цар 22 - 23 и 2 Пар 34 - 35, Иосия осуществил радикальные религиозные ре­формы, направленные на утверждение единобожия. В 4 Цар 22:3-10 рассказывается, что первосвященник Хилкия (тезка отца Иеремии) во время ремонта Храма в восемнадцатый год правления царя на­шел Книгу Закона, после чего и началась реформаторская деятельность Иосии (в 2 Пар 34 говорится, что его реформаторская дея­тельность началась до этого события). Распространено мнение, что найденной книгой было Второзаконие.

Ко времени Иосии Израильское царство давно уже прекратило свое существование; оно было уничтожено ассирийцами в послед­ней четверти VIII в. до н. э. (столица Израильского царства, Сама­рия, пала в 722 г. до н. э.). Иудея с того времени выплачивала Ас­сирии дань. В 627 г. до н. э. в Вавилоне установилась власть халдейской династии (халдеи - семитское племя, с IX в. до н. э. обитавшее в Нижней Месопотамии). Объединившись с мидянами, халдеи уничтожили Ассирийскую империю. Тогдашняя столица Ас­сирии, Ниневия, пала в 612 г. под ударами объединенного войска вавилонян и мидян. Вавилонским войском командовал отец На­вуходоносора Набопаласар. Остатки ассирийской армии продер­жались еще несколько лет в области Харрана и Каркемиша. На сто­роне разгромленных ассирийцев выступил египетский фараон Нехо II, который в 609 г. предпринял поход на север против Вави­лона. В том же году от руки Нехо погиб иудейский царь Иосия (4 Цар 23:29).

В книге пророка Иеремии нет никаких внятных упоминаний о реформах царя Иосии, которые начались как минимум за пять лет до призвания Иеремии. Единственное, что можно отметить, это стихи 22:15-16, где царю дается положительная оценка. В книге содержится лишь косвенное упоминание о смерти Иосии (22:10), хотя, согласно 2 Пар 35:25, пророк Иеремия был автором скорб­ной песни на смерть царя Иосии. Не упоминается в книге и такое важнейшее событие, как гибель Ниневии и всей Ассирийской им­перии (ср. 50:18). Возможно, что в 2:18, 36 словом Ассирия Иере­мия называет Вавилонское царство. Сын Иосии Иоахаз правил всего несколько месяцев после смер­ти своего отца. В том же 609 г. Иоахаз был смещен фараоном Нехо и отправлен в Египет, где вскоре умер. Царем Иудеи фараон сделал Иоакима, старшего брата Иоахаза. В книге Иоахаз упоминается под именем Шаллум в небольшом плаче, посвященном пленению царя (22:10-12).

Иоаким правил одиннадцать лет (609 - 598). Именно в правле­ние этого царя произошло решающее сражение между Вавилоном и Египтом при городе Каркемиш (605 г.). Египтяне потерпели пора­жение, гегемония в сиро-палестинском регионе перешла к Вавило­ну. В том же году царем Вавилона стал Навуходоносор. Именно в год битвы при Каркемише Господь дает Иеремии повеление запи­сать пророческие речи в свиток. Эта дата несколько раз упоминает­ся у Иеремии. Очевидно, что она имеет для пророка особое значе­ние. В 601 г. фараону Нехо удается отразить нападение вавилонян. Царь Иоаким (возможно, обнадеженный этим обстоятельством) отпадает от Вавилона. Войско Навуходоносора подступает к Иеру­салиму и другим иудейским крепостям. В конце 598 г. до н. э., незадолго до взятия города, царь Иоаким умирает. Его восемнадцати­летний сын Иехония правил всего три месяца и в марте 597 г. был уведен в Вавилон. Тогда же произошла первая массовая депортация жителей Иудеи (угонялись в первую очередь ремесленники и мас­тера). В Вавилоне Иехонии предстояло прожить долгую жизнь.

Иеремия предсказывает плен царя в 22:24-30. В последней гла­ве книги рассказывается, что Иехония провел в вавилонской тюрь­ме тридцать шесть лет и лишь после смерти Навуходоносора, при новом вавилонском царе Эвил-Меродахе (Амель-Мардуке) был выпущен из тюрьмы - и с того момента жил в царском дворце. Любопытно, что это библейское свидетельство было частично под­тверждено, частично опровергнуто вавилонскими источниками. В архиве Навуходоносора была обнаружена табличка, в которой за­писана месячная норма оливкового масла, выдаваемая Иехонии, царю Иудеи, и пяти его сыновьям. Из этого документа можно сде­лать вывод, что и при Навуходоносоре Иехония находился не в тюрьме, а в царском дворце. Не исключено, что Иехония оставал­ся легитимным царем Иудеи не только в глазах иудейской арис­тократии, но и в глазах самих вавилонян. Имена сыновей Иехо- нии приводятся в 1 Пар 3:17-18. Существует гипотеза, что сын Иехонии, упомянутый в 1 Пар 3:18 под именем Шенаццар, и пер вый правитель Иудеи, назначенный Киром, Шешбаццар (Езд 1:8; 5:14), - одно и то же лицо.

Последний иудейский царь, Седекия, поставленный Навуходо­носором, был младшим сыном царя Иосии, то есть приходился уведенному в плен Иехонии дядей. Правил он, как и его брат Иоаким, одиннадцать лет - с 597 по 586 г. На девятый год своего правления Седекия вступает в антивавилонскую коалицию, воз­главляемую египетским фараоном Хофра (Априем). Вавилонское войско вновь появляется у стен Иерусалима, и после двухлетней осады, которая прерывалась на какой-то срок из-за вмешательства египтян, город был взят и полностью разрушен. Произошло это в 586 г. до н. э. Вновь значительная часть населения была депорти­рована в Вавилонию; Иудейское царство прекратило свое существо­вание. Так начался вавилонский плен иудеев, продолжавшийся до падения Вавилонской империи.

Основные темы и идеи книги

Основные идеи и темы книги Иеремии таковы. Потомки Изра­иля вновь и вновь нарушают Договор, который Господь заклю­чил с их отцами (11:6-8). Нарушение этого Договора за­ключается в поклонении другим богам, в нарушении нравственно-этических предписаний Договора, в нежелании повиноваться сло­ву Господа, которое Он возвещает Своему народу через истинных пророков (7:3-15). Другие боги - идолы, творения человеческих рук, - представляют собой не что иное, как бесполезные поделки. В отличие от идолов Господь - Бог живой, Он - Создатель неба, земли и всего, что есть в мире. Ничтожные боги народов не могут защитить от беды, именно из-за них на Иудею обрушится несчас­тье (гл. 10). Если раньше народ Израиля любил Господа, как не­веста (2:2), то ныне он подобен блуднице (3:1-13). Потомки Из­раиля истребляют истинных пророков (2:30), но позволяют ложным пророкам вещать ложь (5:31) - именно поэтому лжепро­роки погибнут вместе с обманутым народом (14:15-16). Господь от­вернулся от Своего народа и позволяет врагам истреблять его (18:17). Господь приведет с севера страшное племя, которое разо­рит Иудею, а жителей ее частью уведет в плен, частью уничтожит (5:15-19). В каждой стране, куда будут изгнаны иудеи, их ждут уни­жения и муки (29:18). Во всем этом виноваты властители, священ­ники и пророки Иудеи, а также нежелание народа свернуть с пути зла (2:8; 23:1-2, 15; 25:3-7).

Вавилон - страшный молот, которым Господь сокрушает Иудею и другие народы (51:20-23). Чтобы исполнить волю Господа, иудеи, как и все остальные народы, должны подчиниться вавилонянам (27:8-11). Однако сколько бы Господь ни наказывал Свой народ, Он никогда не оставит его окончательно (гл. 31). Это так же верно, как то, что день сменяется ночью (33:25-26). Настанет время, ког­да Господь вернет Свой народ из далекой северной страны и даст ему праведного царя, потомка Давида (23:5; 33:15). Тогда Изра­иль и его враги поменяются местами (30:16). Все народы придут к Господу в Иерусалим (3:17). Ковчег старого Договора с Господом будет забыт (3:16), а Господь заключит со Своим народом новый Договор (31:31). Каждый человек будет сам отвечать за свои гре­хи (31:29-30).

Язык и стиль

Книга Иеремии включает как поэтические, так и прозаические тексты. Проза в книге представлена несколькими жанрами: био­графический рассказ (например, гл. 37), историческая хроника (например, гл. 52), пророческая речь (например, гл. 7). Отличи­тельными чертами последнего жанра являются возвышенно-тор­жественный стиль, длинные и тяжелые периоды, обилие вложен­ной прямой речи. По своему стилю и содержанию тексты этого жанра обнаруживают сходство с книгой Второзакония. Стихотворный текст строится на характерном для всей библейс­кой поэзии параллелизме. Иногда поэзия Иеремии обнаруживает черты сходства с поэзией Осии (ср. Иер. 3:1-5 и Ос 2:5-7), с песнью Моисея во Второзаконии (ср. Иер. 2:28 и Втор 32:37-38), с некото­рыми псалмами (ср. Иер. 17:5-8 и Пс. 1; Иер. 5:21 и Пс. 113:12-16; 134:15-18), с книгой Иова (ср. Иер. 20:14-18 и Иов 3). Особую груп­пу поэтических текстов составляют скорбные плачи, которые про­износятся либо от лица самого пророка (10:23-25; 15:15-18), либо от лица народа Иудеи (14:7-9). Иеремия охотно использует в поэти­ческой речи различные повторы (4:19; 22:29; 51:20-23), риторичес­кие вопросы (2:29; 5:22; 18:20), гиперболы (2:20), метафоры и срав­нения (2:3, 21, 23-24, 26; 4:4; 6:24), метафорические выражения («дочь Сиона» в значении «Иерусалим»; «дом Иуды» в значении «иудейский народ»; «сыны Аммона» в значении «аммонитяне» и др.). Среди литературных приемов следует отметить так называе­мую инклюзию (от латинского инклюдо - «заключать, окружать»). Этот прием состоит в том, что начало и конец некоторого фрагмен­та (от нескольких стихов до группы глав) содержат в себе одно и то же ключевое слово, словосочетание, предложение - и таким обра­зом заключают данный фрагмент в рамку. Например, пассаж 10:6-7, состоящий из двух стихов, начинается и заканчивается словами «нет подобного Тебе». В 20:14-18 таким ключевым словом является сло­во день - «проклят день, в который я родился» (20:14) и «дни окон­чить в позоре» (20:18). Иногда весь фрагмент строится по принципу концентрического повторения сходных элементов (ABC - C'B'A'). По такой схеме построены, например, стихи 8:18-21, в которых сло­ва пророка чередуются со словами народа Иудеи, а в центре компо­зиции помещены слова Бога. Инклюзия характерна и для прозаи­ческих текстов книги. Например, стихи 16:5-8 обрамляются словами «не ходи в дом, где устраивают поминальную трапезу» и «в дом, где устраивают пир, не ходи».

Как поэтические, так и прозаические тексты Иеремии изоби­луют игрой слов, которая основывается на звуковом сходстве, мно­гозначности, омонимии и т. д. (1:11-12; 6:1; 8:14; 19:7 и др.).

Композиция

Книга Иеремии по своему стилю и содержанию делится на не­сколько крупных частей.

Первая глава книги представляет собою вступление, в котором содержится прозаический заголовок ко всей книге («Вот слова Иере­мии...») и приводится стихотворный диалог Иеремии с Господом.

Главы 2 - 23 можно назвать первой частью книги. Эти главы включают различные речи пророка, которые никак не датированы. В первой части преобладает стихотворный текст.

В поэтическом тексте темы свободно перемежаются, нередко переход от темы к теме осуществляется весьма неожиданно. Так же неожиданно может произойти переход от одной прямой речи к другой. Речь пророка сменяется словами Бога, те - словами жите­лей Иудеи, их врагов и т. д. Не всегда ясно, где заканчиваются слова одного персонажа и начинаются слова другого. Речь Господа, однако, в большинстве случаев отделяется особыми пометами (по- видимому, более позднего происхождения, чем основной текст). Такими пометами являются стереотипные словосочетания: «так говорит Господь» или «говорит Господь». Временной момент в этих формулах практически не выражен, то есть их можно понимать и в настоящем времени («говорит»), и в прошедшем («сказал», «говорил»). Вообще смена времени в еврейском тексте зачастую трудноуловима: об ужасной каре за неверность Богу говорится то как о будущем событии, то как об уже свершившемся факте. Свободен в тексте и переход от лица к лицу: пророк или Господь говорят о грешном народе то в третьем лице, то во втором; Господь может гово­рить о Себе то в первом лице, то в третьем. Смена лица иногда про­исходит внутри одной фразы.

Внутри первой части книги можно выделить следующие груп­пы глав. Во-первых, это главы, в которых пророческое послание предваряется рассказом о символических действиях, совершаемых пророком: глава 13 (Иеремия прячет, а затем откапывает льняную набедренную повязку), главы 18 и 19 (Иеремия в доме гончара, Иеремия разбивает глиняный сосуд). Рассказы о символических действиях написаны прозой. Во-вторых, это глава 20, где приводится эпизод биографии пророка - конфликт с Пашхуром. В-третьих, последние три главы первой части (21 - 23), в которых заметно преобладает тема царей и правителей Иудеи (проза чередуется с поэзией).

Вторую часть книги составляют главы 24 - 38. Как и первая часть, они содержат различные пророческие речи, рассказы о символических действиях пророка, биографические рассказы. Особенность второй части заключается в том, что биографических сведений в ней гораздо больше и написана она в основном прозой. Кроме того, в главах второй части содержатся различного рода хроноло­гические указания, которых нет в первой части книги. Во второй части упоминаются следующие даты и хронологические промежутки: начало правления Иоакима, 609 г. до н. э. (гл. 26); четвертый год правления Иоакима, 605 г. (гл. 25, 36); пленение Иехонии, начало правления Седекии, 597 г. (гл. 24, 27, 29); четвертый год правления Седекии, 593 г. (гл. 28); осада Иерусалима в последние годы правления Седекии, 588 - 586 гг. (гл. 32, 34, 37). Таким образом, в расположении глав отсутствует хронологический порядок: глава 24 - Седекия, главы 25, 26 - Иоаким, главы с 27-й по 34-ю - вновь Седекия, главы 35, 36 - вновь Иоаким, и главы 37, 38 - вновь Седекия. Чередование этих двух имен обнаруживает некоторую симметрию и соответствует обсуждавшемуся выше принципу инклюзии.

Внутри второй части особняком стоят главы с 30-й по 33-ю, которые содержат пророчества об окончании плена, будущем бла­годенствии и правлении праведного царя, потомка Давида. Здесь же, в 31:31, встречается (единственный раз в Ветхом Завете) словосочетание берит хадаша («новый Завет»). Написаны эти главы стихами.

Последние две главы второй части (37, 38) представляют собою два варианта биографического рассказа об аресте Иеремии.

Далее в книге (39:1-10) следует фрагмент исторической хрони­ки о взятии Иерусалима (затем этот исторический рассказ повто­ряется в более полном виде в заключительной, 52-й главе). В той же 39-й главе начинается прозаическое повествование о судьбе пророка и страны после взятия Иерусалима. Это повествование продолжается до конца 44-й главы.

Глава 45 стоит особняком во всей книге. В ней содержится об­ращение Господа к Баруху и обещание сохранить Баруху жизнь. Весьма распространено мнение, что писец Барух был автором био­графических частей книги. Примечательно, что эта глава датиро­вана тем самым годом, когда Барух под диктовку Иеремии запи­сал речи пророка. В этой связи любопытным выглядит предположение, что 45-я глава есть не что иное, как подпись Баруха под своим произведением.

В главах 46 - 51 содержатся речи, направленные против раз­личных народов. Написаны эти главы стихами.

Пророк Иеремия

Иеремия происходил из рода священников, живших в Анатоте. Пророческая деятельность Иеремии началась при царе Иосии в родном городе пророка. Жители этого маленького города, как впоследствии и жители Иерусалима, возненавидели Иеремию за его пророчества (11:21; 12:6). После одного из публичных выступлений в иерусалимском Храме пророк Иеремия был избит Пашхуром (этот человек обязан был следить за порядком в Храме) и посажен в колодки (гл. 20). В самом начале правления царя Иоакима за публичную речь в Храме Иеремия был привлечен к суду. Лишь заступничество высоких покровителей спасло Иеремию от смерти (гл. 26). Вскоре после этого Иеремия диктует все свои речи писцу Баруху, приверженцу и, скорее всего, одному из покровителей пророка. Ко времени, когда Барух записал речи пророка, деятельность Иеремии продолжалась уже больше двадцати лет. Барух читает во всеуслышание свиток во дворе Храма, затем этот же свиток вельможи зачитывают царю. Царь методично, столбец за столбцом, сжигает свиток в очаге. После этого Иеремия вновь диктует Баруху свои речи. Пророк и его верный помощник вынуждены скрываться от царского гнева (гл. 36).

После смерти Иоакима и пленения Иехонии Иеремия призывает своих соплеменников и царя Седекию не противиться вавилонянам, за что многие в Иерусалиме считают его изменником. Иерусалимская аристократия заключает Иеремию в страшную подземную тюрьму, где Иеремию ждала верная смерть. Эта тюрьма представляла собою яму для хранения воды. Но вскоре, благодаря заступничеству царского евнуха Эведмелеха, Иеремия был помещен в более легкие условия заключения (гл. 38). Когда Иерусалим был взят, вавилонская военная администрация оказала Иеремии милость - полководец Навуходоносора Невузарадан выпускает Иеремию из тюрьмы и позволяет ему остаться в стране. Иеремия отправляется к наместнику Гедалии, в Мицпу (гл. 40). После убийства Гедалии пророк вновь обращается с речью к своим соплеменникам, убеждая их не уходить в Египет (гл. 42). Биографические рассказы об Иеремии заканчиваются на том, что Иеремия вместе с Барухом вынужден идти в Египет, где пророк произносит еще одну речь - о грядущем наше­ствии Навуходоносора на Египет (гл. 43 - 44).

Пожалуй, из всех ветхозаветных пророков Иеремия обладает наиболее зримым личностным образом. Перед нами предстает живой человек, для которого пророческое служение - не только проявление особой близости к Богу, но и тяжкая обязанность, обрекающая его на одиночество, страдания, всеобщую ненависть, многочисленные преследования. Порой его речи, обращенные к Богу, полны горьких упреков и напоминают речи страдальца Иова (20:7-10, 14-18). В то же время это служение дает пророку силы говорить царям и народу об их грехах и той страшной участи, ко­торая им уготована.

Пророк доносит до своих соплеменников послание Господа не только при помощи слов, но и при помощи определенных симво­лических действий (не случайно, что «слово Господне» можно не только слышать, но и видеть, ср. Иер. 23:18). Например, в начале царствования Седекии Иеремия надевает на себя ярмо (гл. 27). Смысл этого поступка в том, что народ должен подставить свою шею под ярмо вавилонского царя. На глазах у народа и священни­ков Иеремия разбивает глиняный кувшин - вот так же на мелкие кусочки Господь разобьет Иудею (гл. 19). Во время осады Иеруса­лима, будучи в тюрьме, Иеремия покупает поле у своего двоюрод­ного брата. Значение этого поступка таково: в будущем в Иудее на­ступит обычная жизнь, когда люди будут покупать поля, собирать урожай, пасти стада (гл. 32).

В книге Иеремии постоянно подчеркивается, что речи, произ­носимые пророком, суть слова самого Господа. Роль Иеремии — лишь озвучить эти слова перед соплеменниками. Иногда и о сим­волических действиях пророка говорится как о действиях самого Господа (43:8-10).

Л. В. Маневич

1 коментар:

  1. "Эти рукописи весьма различны"

    Относительно проблемы текста в книге Иеремии здесь:
    http://potoksoznaniya.blogspot.com/2010/04/1.html
    http://potoksoznaniya.blogspot.com/2010/04/2.html

    ВідповістиВидалити