12.12.11

Кто написал Библию? Глава 8

Мир, который создал Библию: 587 – 400 г.г. до н.э.


Наименее известная эпоха


Период, который следует за катастрофой 587 года до н.э. –  самый сложный для изучения. Несмотря на то, что он ближе к нашему времени, чем другие периоды, о которых шла речь, он сложнее всего для изучения. Тому две причины. Первая – это просто отсутствие источников. Ни Библия, ни археология не дают нам много сведений.

Очень немногое в повествовательных книгах Библии рассказывает нам о том, что происходило с поколением изгнанников и беженцев из Иудеи. В книгах Царств и Хроник история заканчивается падением царства, и следующие исторические повествовательные книги Библии (Ездра и Неемия) продолжают повествование только спустя 50 лет. Небольшие отрывки в книге Даниила упоминают о тех годах, но они касаются только нескольких событий в жизни Даниила и его друзей. Они не касаются судьбы народа. Вероятно, больше всего информации можно извлечь из книг пророков Иезекииля и Иеремии.

Археология так же немногое раскрыла о судьбе изгнанников в Вавилоне или Египте. Мы даже не уверены в том, что происходило в самой Иудее.  У нас есть некоторые доказательства того, что старый сосед Иудеи, Эдом, не был в дружеских отношениях с ней, напротив, участвовал вместе с Вавилоном в завоевании Иудеи и вторгался на ее территорию. И мы знаем, что самаритяне продолжали занимать северные территории, которые принадлежали когда-то Израильскому царству. Но мы почти ничего не знаем о том, сколько евреев могло остаться в Иудее, и какой была их жизнь там.

Вторая причина, почему так трудно говорить об этом периоде, состоит в том, что для большинства из нас вряд ли можно представить их чувства. За исключением тех из нас, кто действительно имеет опыт быть изгнанником или беженцем, большинству будет очень трудно почувствовать симпатию (имея в виду изначальный смысл греческого слова syra-pathos — со-чувствие), что бы понять чувства изгнанников. Мы должны представить, что укрепления города, в котором мы прожили всю жизнь, разрушены. Все общественные здания и самые прекрасные дома сожжены. Религиозный лидер нашей общины казнен. Дети нашего национального лидера зарезаны на его глазах, а ему самому выкололи глаза и увели прочь в цепях. Нас уводят прочь тысячами, и мы, скорее всего, никогда больше не увидим родину. А затем мы живем пленниками в стране наших захватчиков. Это ужасно.

Что остается делать людям, выселенным из Иудеи? Как им сохранить свою национальную идентичность, и не ассимилироваться в Вавилонской империи? Или, говоря более практически, за что им следует держаться?

Религия


Вероятно, наиболее важная объединяющая вещь – это религия. Другие государства, завоеванные Вавилоном, тоже имеют свои особые национальные религии, но одно из замечательных свойств языческих религий древнего мира состоит в том, что все они очень похожи. Бог, который отождествлялся с ветром, мог называться Мардук в Вавилоне, Ваал-Хадад в Ханаане, Зевс в Греции,  но это, по существу, был один и тот же бог. Он был ветром. Месопотамская богиня Иштар была, по сути, идентична Ашторет в Ханаане и Афродите в Греции. И так далее. Такая взаимозаменяемость языческих божеств давала для завоеванных народов возможность принять религию завоевателей.

Но религия населения Иудеи была другой. В языческих пантеонах нет божества, соответствующего Яхве. Исследователи до сих пор спорят об особенностях иудейской религии того периода. Была ли она действительно монотеистической в современном смысле? Верили ли во всемогущество Яхве? Были ли терпимы другие, мелкие божества? Но, чем бы не была иудейская религия, она была несовместима с языческими религиями. Яхве не был силой природы. Он был вне области природы, он управлял ее силами. Итак, сохраняя свою религию в изгнании, народ Иудеи, умышленно или нет, укрепил свою этническую идентичность.

Жизнь в изгнании


Были ли они довольны в изгнании? Какое бы спокойствие и признание не нашли они в Вавилоне, люди все равно испытывали тоску по родине. Они учредили ежегодно пять дней, для того, что бы отмечать годовщину их несчастья. И они выразили свои чувства в литературе, которая сохранилась в нескольких местах Библии. Литература изгнания включает Псалом 137 и Плач Иеремии, а также несколько фрагментов книг Пророков: последняя часть книги Иеремии, отражающая жизнь беженцев в Египте, целиком книга Иезекииля и последняя часть книги Исайи, отражающая жизнь пленников в Вавилоне. Ее нельзя назвать веселой литературой. Часть ее выражает горечь. Большая часть ее выражает чувство вины. (Почему это случилось с нами? Должно быть, мы что-то сделали неправильно). Почти вся она выражает печаль.

Псалом 137, написанный иудейским поэтом, и сохранившийся среди других псалмов, показывает нам переживания изгнанников:

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: "пропойте нам из песней Сионских".
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Эдомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его".
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
 9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! 

(В синодальном переводе соответствует псалму 136. – прим. перев.)

Эта поэма не отличается любовью к вавилонянам, и она с горечью говорит о жителях Эдома, родственниках и соседях иудеев, которые подстрекали противника к завоеванию.

Что касается тех иудеев, которые сбежали в Египет, их дела так же шли не очень хорошо, потому что девятнадцать лет спустя вавилоняне вторглись в Египет. Мы знаем только о поселении иудейских торговцев и наемников на острове Элефантина, который расположен у первого порога на Ниле. Это соответствует сообщению книг Царств и Иеремии об иудейской армии, которая привела общину в Египет.

Бог, Храм, царь и жрец


Как изгнанники и беженцы соотносили свою судьбу с Богом? Вопросы теологии не были в тот момент чисто теоретическими размышлениями. Теология и история находились в противоречии. Понимание Бога противоречило пониманию ситуации, в которой оказались изгнанники. Является ли Яхве национальным Богом? Если это так, то он остался в Иудее, и народ оказался отрезанным от него в изгнании. Этим сложным вопросом задается автор псалма 137, приведенного выше: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?»

Или же Яхве является всемирным богом? А если так, то почему он позволил случиться катастрофе? Если Яхве – единственный истинный Бог в мире, то почему он позволил вавилонянам разрушить Храм, увести в плен помазанных им царя и жрецов и изгнать народ? Поскольку община изгнанников вряд ли могла поверить, что вавилоняне были сильнее Яхве, они неизбежно приходят к одному ответу: это их собственная вина. Они не сдержали своего завета с Яхве. Они поклонялись другим богам. Вавилоняне были лишь орудием в руках Яхве, которое он использовал, чтобы выполнить свои обещания на случай, если иудеи нарушат завет. Одно из логических следствий монотеизма – чувство вины.

Были и практические проблемы. Теперь, когда Храм разрушен – как людям поклоняться Богу? Община в Египте на Элефантине действительно построила там храм – что, несомненно, нарушало закон о централизации во Второзаконии. Необычность храма в Элефантине заключалась в том, что там поклонялись Яхве и еще двум божествам, мужскому и женскому. Евреи в других частях мира, по-видимому, не были рады этому нововведению, так как когда храм в Элефантине был разрушен в 5 веке до н.э, они не стали помогать его восстанавливать. Что касается Вавилонской общины, пророк Иезекииль, который был одним из вавилонских пленников, предусмотрел план восстановления Храма в Иерусалиме. Он описал новый Храм во всех подробностях, вплоть до размеров в локтях, но этот Храм так никогда и не был построен.

Был и другой практический и неотложный вопрос: теперь, когда монархия уничтожена, кто должен возглавить народ? Царь Иоахаз был заключен в тюрьму в Египте, где и умер. Цари Иехония и Седекия были уведены в Вавилон. Мы не знаем, что случилось с Седекией, но согласно самому последнему предложению 4 книги Царств Иехонию выпустили из тюрьмы спустя 37 лет после заключения. Однако из этого не следует, что он снова стал царем.

Жрецы так же потеряли свой центр – Храм, а это означает, что они не могли больше приносить жертвы. Это означает, что их авторитет, их доход и большая часть их функций оказались под угрозой. Это так же означает, что у конкурирующего жречества, мушитов (те, кто возводил свою родословную к Моисею) и ааронидов (возводивших свою родословную к Аарону), теперь осталось немногое, за что следовало бы бороться.

Если вкратце, разорение Иудеи Вавилоном вызывало ужас у евреев и привело их к грандиозному кризису. Они были вынуждены переформулировать свое мировоззрение и отношение к Богу. Им пришлось найти способ поклонения Яхве без Храма. Им пришлось найти руководство, не имея царя. Им пришлось научиться жить в качестве этнического меньшинства в огромной империи. Они должны были определиться в своем отношении к родине. И они должны были смириться с поражением.

И вот, спустя пятьдесят лет, случилось невозможное. Изгнание закончилось, и им было позволено вернуться домой.

Персидская империя: эпоха загадок


В 538 году до н.э. Персия  захватила Вавилон. Вавилон, Египет и все пространство между ними, в том числе и Иудея, теперь были частью громадной, могущественной Персидской империи. Правителем империи был Кир Великий. В тот же год, когда он покорил Вавилон, Кир разрешил евреям вернуться в Иудею. Царским указом Кир разрешил изгнанникам восстановить свою родину и свой Храм. Драгоценная утварь Храма, которую забрали вавилоняне, была возвращена, за исключением одной вещи – ковчега.

По некоторым причинам библейские источники не говорят о том, что произошло с ковчегом, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. Археология так же не смогла пролить свет на этот вопрос. Исчезновение ковчега – это первая великая загадка этого периода, и она остается одной из величайших загадок Библии. Нет никаких сообщений о том, что ковчег был унесен, либо уничтожен, либо спрятан. Нет даже ни одного комментария типа «а потом ковчег исчез, и мы не знаем где он» или «и никто не знает, где он сегодня». Самый важный предмет в мире, с точки зрения Библии, просто исчезает из истории.

Существовал ли он вообще в действительности? Для целей нашего исследования необходимо признать, что, по крайней мере, ранние исторические книги изображают его существующим, хранящимся в Храме. Книги Царств и Хроник недвусмысленно говорят о том, что ковчег был помещен внутри комнаты (Сватая Святых) Храма в день, когда царь Соломон освятил Храм. Затем он перестает непосредственно фигурировать в истории, и нет сообщений о том, что случилось с ним, когда Храм был разрушен. А теперь в сообщении о возвращении изгнанников в Иудею он не упомянут, в отличии от менее важных храмовых принадлежностей. Община вернулась в Иерусалим, чтобы восстановить Храм, но во втором Храме не было ковчега. Так же там не было и херувимов – гигантских золотых статуй крылатых сфинксов, чьей задачей было, по крайней мере, частично, простирать свои крылья над ковчегом. Святая Святых второго Храма была пустой комнатой. Все это имеет отношение к нашему поиску авторов Библии.

Второй грандиозной загадкой этого периода является исчезновение династии Давида. Согласно библейским книгам Ездры и Неемии, предводителями тех, кто вернулся из Вавилона, были два человека, которых звали Шешбаццар и Зоровавель. Оба они были из царского дома Давида. Они были потомками царя Иехонии. Зоровавель также упоминается в книгах пророков Аггея и Захарии, которые пророчествовали в этот период. Но Шешбацар и Зоровавель перестают упоминаться после пятой главы Ездры. Нет сообщений об исчезновении этих людей, никаких объяснений о том, что случилось с царской семьей. Так же, как и с ковчегом, монархия просто перестает упоминаться.  Ни библейские, ни археологические источники не указывают, что случилось с семьей мессии, с потомками Давида.

Также в этот период становится все меньше пророков, и, в конце концов, они полностью исчезают. Эпоха великих пророков осталась в прошлом. Пророки Аггей и Захария проповедовали во времена Зоровавеля, но как только цари исчезают, исчезают и пророки.

Пятьдесят лет изгнания в Вавилоне и Египте не описаны. Самая священная реликвия нации и царская семья – исчезли. Институт пророков сошел на нет. И это еще не все загадки. Весь период выглядит как эпоха загадок. Сколько людей, которые были уведены в Вавилон, действительно воспользовались возможностью вернуться в Иудею? Осталось ли большинство или ушло? Цифры Библии только запутывают. Согласно книге Иеремии, 4600 человек было выслано из Иудеи в Вавилон в 587 году, согласно 4 Царств их было 11600. Однако, согласно книге Ездры, 42360 вернулась всего лишь через пятьдесят лет. Невероятная плодовитость! Возможно, число вернувшихся включает часть тех, кто вернулся из Египта. Либо это число может включать людей из северных племен Израиля, которые были уведены в Междуречье ассирийцами в 722 году до н.э, и которые теперь воссоединились с изгнанниками из Иудеи. Мы этого не знаем. Мы так же не знаем, кто оказался на земле Иудеи, когда появились первые репатрианты. Всё ли население ушло из своей страны в Египет и Вавилон? Вероятно, нет. Но кто – и как много – остался?

Назад, в Землю Обетованную


Мы немного знаем о том, как налаживалась жизнь в стране, когда изгнанники вернулись и начали отстраиваться. Они завершили строительство Второго Храма, и он был освящен в Пасху в 516 году до н.э. Это было похоже, по крайней мере, местами, на исполнение пророчества Иеремии. Мы не знаем, какого размера был Второй Храм, такого же, как первый, или нет. Но мы знаем, что там не было ковчега, херувимов, урим и туммим (урим и туммим были священные предметы, которые использовались первосвященником, по-видимому, для гадания о воле божества). Мы знаем, что там был первосвященник. Мы знаем, что первосвященник был ааронид, а не мушит.

Что наиболее важно, наши источники показывают, что все храмовое жречество в то время было ааронидами. Все остальные левиты не были признанными законными жрецами. Левиты рассматривались как второстепенное жречество, помощники ааронидов, которые одни обладали привилегиями жрецов. Борьба между ааронидами и мушитами была закончена. Как бы там ни было, аарониды одержали полную победу.

Как жрецы-аарониды смогли полностью взять все под контроль? Возможно, потому что именно они были у власти во время падения царства. Поскольку вавилоняне увели высшие классы общества в плен, получилось так, что именно жрецов-ааронидов увели в Вавилон. Например, пророк Иезекииль был жрецом-ааронидом и он был среди вавилонских пленников. Между тем у жрецов-мушитов было больше шансов оказаться среди беженцев в Египте. К примеру, пророк Иеремия, который был, очевидно, жрецом-мушитом, оказался среди беженцев в Египте. Теперь, когда в Вавилоне сформировалась группа, возглавлявшая возвращение и управлявшая новой общиной (возглавляемой Шешбаццаром и Зоровавелем), жрецы-аарониды могли бы быть, как минимум, в доминирующем положении и, скорее всего, их положение позволяло решать, кто будет жрецом, а кто нет.

Другая причина, почему жрецы-мушиты проиграли ааронидам в тот период, могла состоять в том, что мушиты, особенно Иеремия, воспринимались как союзники Вавилона. Теперь, когда Вавилон был повержен Персией, персидские власти могли быть заинтересованы в усилении жрецов-ааронидов. Аарониды были настроены против Вавилона, на это указывает тот факт, что вавилоняне казнили первосвященника в 587 году до н.э.

Есть еще одна причина, которую надо принимать во внимание, чтобы объяснить успех жрецов-ааронидов в восстановленной Иудеи. Это влияние и энергия одного человека – Ездры.

Ездра


Во всей Библии два человека известны как законодатели: Моисей и Ездра. Ездра прибыл из Вавилона в Иудею восемьдесят лет спустя после первой группы возвращающихся изгнанников, в 458 году до н.э. Он был жрецом и писцом. В Библии недвусмысленно сказано, что он был жрецом-ааронидом. Так же указано, что он был необычный писец. Его навыки письма связывались с одним документом, а именно — с «Законом Моисея».

Ездра прибыл в Иерусалим, имея на руках два важных документа. Один из них – «тора Моисея», а другой – письмо от персидского императора Артаксеркса, который давал ему власть над Иудеей. Императорским указом Ездра был уполномочен учить и осуществлять «закон вашего Бога, который в вашей руке». Наказанием за нарушение закона были штрафы, заключение в тюрьму и смертная казнь.

Что такое было эта «тора Моисея», этот «закон вашего Бога, который в вашей руке»? Ссылки на это есть в книгах Ездры и Неемии, которые включают материалы из JE, D и P. Поэтому, возможно,, что та книга, которую Ездра привез из Вавилона в Иудею, была полной Торой – Пятикнижием Моисея, в том виде, в которой мы его знаем.

Ездра должен был как-то делить политическую власть с губернатором Неемией, который также был назначен императором. С поддержкой императора, который был, возможно, самым могущественным человеком на Земле, Ездра и Неемия пользовались значительными полномочиями. Они восстановили городские ворота, которые были разрушены вавилонянами. Они ввели соблюдение субботы. Они настояли на том, чтобы смешанные браки между евреями и другими народами, были расторгнуты.  В отсутствие иудейского царя эти два человека возглавили народ. Иудея не была независимым государством.  Теперь она была провинцией Персидской империи. А Ездра и Неемия были наместниками, назначенными императором.

Храм и Тора


В период Второго Храма была достигнута централизация. По-видимому, в Иудее не было конкурирующего религиозного центра. То, что Иезекия и Иосия только пытались сделать, было полностью достигнуто. Один Бог, один Храм. Храм на Элефантине был далеко, а, кроме того, он все равно был разрушен как раз в то время, когда Ездра был в Иерусалиме.

Ездра созвал собрание народа у водяных ворот Иерусалима. Он устроил это в праздник урожая, когда народ со всей Иудеи собрался в Иерусалим. По этому случаю он достал свиток Торы, и зачитал перед всеми собравшимися массами. За этим последовала церемония Завета, когда люди подтвердили свои обязательства перед своим Богом и свой договор с ним, записанный в Торе.

В период восстановления, эпоху Второго Храма, как следует из библейских и послебиблейских источников, преданность книге была превознесена, как никогда ранее. Почему? Вероятно, потому что политическая власть была теперь в основном в руках жрецов, которые были в этом больше заинтересованы, чем когда-то царь. Возможно также, книга казалась людям особенно ценной, потому что она связывала их с прошлым. Это была связь, которая означала для бывших изгнанников, что они именно восстанавливают страну, а не просто строят на новом месте. Как исторический труд, она заставляла почувствовать себя наследниками незаурядного прошлого. А как законодательный труд, она показывала способ присоединиться к завету (который, так сказать, достался по наследству) в настоящем времени.

Как у Ездры оказалась копия этой книги? Как у него оказались собраны все источники? Как он сумел успешно обнародовать «Закон Моисея», который потом был принят на два с половиной тысячелетия? Когда мы узнаем, кто написал P и кто скомпилировал все источники в одну книгу, мы узнаем ответ на этот вопрос, и еще на многие другие.

Скачать перевод книги можно здесь: Ричард Эллиотт Фридман "Кто написал Библию?" 

Немає коментарів:

Дописати коментар