08.12.11

Кто написал Библию? Глава 4

Библейский период: 722 – 587 г.г. до н.э.

Перемены

Когда ассирийская империя в 722 году уничтожила Израильское царство, мир, который создал J и E, исчез навсегда. Без этого своего компаньона-сестры-соперника изменилась и Иудея. Политические перемены также означали экономические и социальные перемены и, конечно же, религиозные. А значит, таким же образом  произойдут перемены в особенностях священной книги.

После 722г. земля и народ были другими. Земли стало меньше. Теперь иудейские цари правили территорией, которая была примерно вдвое меньше размера объединенного еврейского царства Давида и Соломона. Там присутствовала разного рода международная политика. А Иудея в рассматриваемое нами время управлялась с позиции слабости. Это был век великих империй в Месопотамии: вначале Ассирии, а затем Вавилонии. И эти империи были сильны и заинтересованы в завоеваниях на западе. Подчинить Иудею означало получать доход (на начальном этапе -  добычу, в дальнейшем - дань) и иметь возможность контролировать торговые пути между Африкой и Азией, а также означало стратегическое расположение на подходах к Египту.
Древний Ближний Восток
Новые международные условия также оказывают свое влияние на религию. Когда маленькое царство становится вассалом большой империи, империалистическое государство может поставить статуи своих богов в его храме. Это было символом признания вассалом гегемонии империи. В наше время эквивалентом будет то, что малым нациям придется нести флаг победившей страны. Но идол - это не совсем то же, что и флаг. Периоды, когда Ассирия доминировала над Иудеей, часто приводили к религиозным конфликтам в Иерусалиме. Царь Иудеи должен был оказывать честь языческому богу в храме, а затем иудейские пророки должны были укорять его за  идолопоклонство. Современный историк сказал бы, что иудейский царь принимал сюзеренитет Ассирии. Но библейский историк, который рассказывал бы историю с религиозной точки зрения, сказал бы, что царь "делал неугодное в очах Яхве".

Еще одно отличие в жизни Иудеи было в том, что падение Израиля было свершившимся фактом, с которым необходимо было считаться. Различные иудеи (и беженцы-израильтяне) могли истолковывать его по-разному, но ни один не мог игнорировать его политических и религиозных последствий. По мнению одних, тот факт, что Израиль пал, а Иудея устояла, показал, что Иуда был лучше – с этической точки зрения или в свете верности Яхве. По мнению других, это было свидетельством существования реальной угрозы падения, и это было предостережением Иудее. По-видимому, будет трудно все свести к шутке пророка, который предсказывал падение Иудеи еще после катастрофы 722 года.

Царская власть и величие уменьшились. Потомки Давида на иерусалимском троне большую часть времени были вассалами царей Ассирии или Вавилонии. Во все времена  они были больше зависимы от событий в великих державах - Ассирии, Вавилонии, Египте, чем были сколько-нибудь существенной политической силой в своем собственном регионе, и еще меньшей - на древнем Ближнем Востоке в целом. Даже в дни разделенных царств Иудея и Израиль каждый знали периоды своего могущества в регионе, но очень мало, что осталось теперь, когда тень Ассирии нависла над территорией до Средиземного моря.

И другие роли поменялись. После 722 года до н.э. не было больше племенных вождей. Практически не осталось больше племен. Что касается жрецов, то о них трудно говорить, было ли соперничество среди жреческих групп в Иудее (например, соперничество в Израиле) до 722 года. Хотя после 722 года любой приток левитов с севера приносил бы новые проблемы, противостояния, а также конкуренцию среди жреческих семей.

После 722 года существовал еще один новый фактор: наличие JE - комбинированного повествования в стиле национальных священных воспоминаний. Это произведение само по себе играло свою роль в создании других произведений. Теперь была еще одна книга в Иудее, которая играла свою роль в этой истории.

Царь Езекия

Политические события и религиозные события продолжали оказывать влияние друг на друга. Езекия правил Иудеей всего лишь с 715 по 687 гг. до н.э. Согласно библейской книге пророка Исаии, 4-й Царств и 2-й Паралипоменон он осуществил религиозные и политические реформы. У нас есть археологическое свидетельство, которое подтверждает и дополняет эту картину. Религиозная реформа Езекии, по-видимому, включала ликвидацию всех форм религиозной практики, кроме разрешенных для поклонения в иерусалимском храме. Политическая реформа подразумевала восстание против Ассирии и попытку расширения контроля Иудеи над областями, которые ранее были частью ныне несуществующего царства Израиль, и над филистимскими городами. Эти религиозные и политические действия привели к огромным последствиям для исторических судеб страны и для Библии.

Религиозная реформа означает более чем разрушение идолов и очищение Храма. Это также означало уничтожение культовых сооружений Яхве за пределами иерусалимского Храма. Кроме Храма были и другие различные места, куда народ мог приходить для принесения жертв Богу. Эти культовые места в местных общинах назывались «высоты». Езекия их уничтожил. Он способствовал централизация религии в храме в Иерусалиме.

Для того, чтобы понять, почему это привело к таким большим переменам, нужно знать что-то о жертвоприношении в библейский период. Функция жертвоприношения является одним из самых непонятных вопросов в Библии. Современные читатели часто это воспринимают как бесполезное лишение животных жизни, или же считают, что человек, который приносил жертву, отдавал что-то из его или ее собственности с тем, чтобы компенсировать какой-то грех или, возможно, завоевать благосклонность Бога. Тем не менее, в библейском периоде наиболее распространенные виды жертвы были связаны с принятием пищи. Очевидное обоснование этого - в том, что если люди хотели съесть мясо, они должны были признать, что они забирают жизнь. Они не могут рассматривать это как обычный акт повседневной мирской жизни. Это было священным актом, который должен выполняться в установленном порядке, при посредничестве назначенного лица (жреца), на жертвеннике. Часть жертвы (десятина) отдавалось жрецу. Это касается всей мясной пищи (но не рыбы или птицы).

Централизация культа означает, что если вы хотите отведать баранины, вы не можете пожертвовать овец дома или в местном святилище. Вы должны были принести овцу к жрецу и положить на жертвенник Храма в Иерусалиме. Это также будет означать немалое собрание жрецов-левитов в Иерусалиме, который в настоящее время был единственным законным местом, где те могли бы сопровождать жертвоприношение и получать свою десятину. Кроме того, это означало исключительность и власть  первосвященника в Иерусалиме и жреческой семьи, из которой он происходит. Эта идея централизации религии вокруг Храма и одного жертвенника была важным шагом в развитии иудейской религии, и более чем через два тысячелетия спустя она стала важным ключом к загадке - кто написал Библию.

Существовало еще кое-что в религиозной реформе Езекии, достойное особого упоминания. Согласно 4-й Книге Царств в Иудее был медный змей, о котором говорили, что он сделан самим Моисеем. Это соответствует истории, которая присутствует в источнике E. В этой истории, народ ропщет против Бога и Моисея в пустыне. Бог насылает «ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых». Люди каются. Бог повелевает Моисею сделать медного змея  и поставить его «на знамя». Тогда «ужаленный, взглянув на него, останется жив». Ассоциация между Моисеем и змеем в E вдвойне интересна, потому что в последнее время археологами в Мидии были раскопаны медные змеи. Мидия – родина жены Моисея, и она связана с Мадианитянским жречеством посредством его тестя, Иофора, мадиамского жреца. Теперь же, согласно 4 Царств, царь Езекия

«истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан».

Как Езекия осмелился уничтожить пятисотлетнюю реликвию, если считалось, что она сделана самим Моисеем? Если народ поступает неправильно, воскуряя ему благовония, почему бы ему не запретить им это делать или не спрятать его в храме или во дворце? Ответ на этот вопрос будет связан с поиском второго из авторов Библии.

Политические мероприятия Езекии против сюзеренитета Ассирии повлекли за собой массивные ответные военные действия. Император Ассирии, Синаххериб, привел огромные силы, чтобы поставить Иудею на колени. В основном эта цель была достигнута, но не в полной мере. Ассирийцы захватили укрепления иудейского города Лахис мощной атакой, которая не отличалась от известного захвата римлянами крепости Масада спустя восемьсот лет. Лахис располагался на высоком холме, возвышающемся над всей областью, и ассирийцы построили рампу из огромных камней,  ведущих вверх по склону холма к самому порогу Лахиса. Раскопки Лахиса, которые проводятся в настоящее время,  рассказывают о части этой истории.
Кампания Синаххериба против Иудеи
Другая ее часть происходит из данных раскопок Ниневии, столицы ассирийской империи. Ассирийский царь украсил стены дворца изображением сражения в Лахисе. Настенные изображения, которые впечатляют и своими размерами, и художественным мастерством, относятся к числу немногих известных изображений того, что видели евреи в библейский период. Сейчас они находятся в Британском музее, есть их отдельные части в Музее Израиля. Вместе два этих археологических источника, Ниневия и Лахис, говорят о «чрезвычайной силе и решимости» ассирийцев.

Тем не менее, ассирийцы не смогли покорить иудейское царство, как они покорили Израиль. Противостояние между ассирийцами и иудеями (или евреями) в Иерусалиме представляет особый интерес, потому что это один из редких случаев, когда у нас есть библейские и археологические свидетельства одного и того же события.

Библейский рассказ о том, что произошло, появляется в трех местах Библии. Ассирийский рассказ появляется в произведении, которое было найдено при раскопках Ниневии - это Призма Синаххериба. Она называется призмой, потому что это восьмисторонняя глиняная стела. На ее восьми сторонах Синаххериб написал свой рассказ о своих военных кампаниях. Надпись сделана на аккадском языке, преобладающем в Месопотамии в те времена. Она выполнена клинописью. В настоящее время находится в Британском музее. Таким образом, мы в том редком положении, когда имеются версии обеих сторон о том, что произошло: иудейский взгляд изнутри осажденных стен Иерусалима, и ассирийский взгляд с другой стороны стены. Библейский рассказ делает следующий вывод:

«И случилось в ту ночь: пошел Ангел от Яхве и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.
 И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии».

Таким образом, Библия сообщает, что Иерусалим благодаря Езекии был спасен от захвата ассирийцами и возможного разрушения. А теперь вот перевод соответствующей части надписи на Призме Синаххериба:

Езекию, иудея, который не склонился  под  мое  иго,  я  окружил  и завоевал - приступом больших боевых машин и  натиском  таранов,  боем  пехоты, подкопами, лестницами и "собаками"* - сорок шесть городов его  могучих,  крепостей и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа. Двести тысяч сто пятьдесят человек малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов,  крупный и мелкий скот без числа я вывел и счел добычею. Его самого, подобно птице  в клетке, я запер внутри Иерусалима. Я применил против него осаду так, что я возвращал всех выходящих из ворот города, выходить запретил из него. Я отсек его города, которые я лишил их земли, и я отдал их Митинти, царю Азота (Ашдода), Пади, царю Экрона, и Силлибелу, царю Газы, так что уменьшил его землю. К прежней дани я добавил и закрепил ему ежегодную дань, поздравительные подарки моим подданным. Страх перед великолепием моего величия подавил Езекию, арабы и сломленное духом войско, которое он привел для укрепления Иерусалима, своего царского города, перестали работать. Он отправил мне тяжелую дань, и своих дочерей, и свой гарем, и певцов, а также 30 талантов золота, 800 талантов серебра, отборную сурьму, драгоценные камни, ложи из слоновой кости, шкуры слонов, слоновую кость, эбеновое дерево, самшит и всякие вещи для Ниневии, моего роскошного города, и он послал своих послов для отдачи дани и выполнения вассальные поручений.

* - "Собаками" называли род осадных орудий. - Прим. перев.

На первый взгляд, эти два сообщения с древнего Ближнего Востока звучат так же противоречиво, как сообщения с современного Ближнего Востока. Библия говорит, что ассирийцы возвратились обратно после того, как Ангел поразил многих из армии. Надпись на Призме говорит, что ассирийцы были победителями и взяли солидную дань.

Что мы можем сделать, имея эти две противоречащие версии? Мы не в состоянии определить, насколько исторично сообщение о деяниях ангела. Ассирийские трофеи также не доступны нам для подсчета. Однако мы можем проверить, насколько справедливы два сообщения. Синаххериб в первых двух фразах утверждает, что он захватил многие из укрепленных городов сельской местности Иудеи. Библейское повествование признает это в 4-й книге Царств 18:13. В ней говорится:

В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их.

Здесь никакого противоречия между нашими источниками в отношении начальных военных успехов нет. Вопрос в том, что произошло при осаде Иерусалима. Ключевыми в надписи Синаххериба являются его заявления о том, что он держал царя Езекию «подобно птице в клетке внутри Иерусалима». Эта формулировка подозрительна. Описание осады в другом месте (например, Лахисе) не содержит утверждения, что враг "заперт". Понятие осады, скорее, говорит о том, что только участвовал. Фактом является то, что Синаххериб не утверждает, что захватил Иерусалим. Он, скорее, старается сохранить лицо, используя выражение "птица в клетке" и концентрируясь на количестве полученной дани.

Может быть, осада привела к тупиковому положению, в котором ни ассирийцы не могли взять город, ни иудеи не могли оставить его. Иудеи выплачивают сумму, которую ассирийцы получают в качестве цены их освобождения. Книга 4 Царств фактически сообщает, что Синаххериб первоначально потребовал сумму в тридцать талантов золота и триста талантов серебра, и из библейского текста не совсем понятно, был ли способен Езекия фактически выплатить полную сумму. Это достаточно близко к утверждению Синаххериба о получении тридцати талантов золота и восемьсот - серебра, и мы можем верить в то, что некоторые такие сделки состоялись.

Своей способностью выдерживать осаду Иерусалим отчасти обязан своей отличной стратегически выгодной позиции на возвышенности, которую ассирийцы должны были атаковать снизу вверх. Другим важнейшим фактором сопротивления осаде было водоснабжение. Езекия построил туннель под городом, чтобы обеспечить его водой из источника внизу. Туннель Езекии - важное архитектурное достижение в свое время - теперь открыт общественности как часть раскопок города Давида в Иерусалиме. Смысл этого в том, что царствование царя Езекии в Иудее послужило поворотным моментом в истории. Перед лицом могущества Ассирии Израиль пал, а Иудея выжила, хотя и как данник Ассирии. Несмотря на то, что деревни Иудеи пострадали, Иерусалим выдержал ассирийскую осаду. Население Иерусалима выросло в этот период. Он стал единственным легитимным религиозным центром в государстве. Из всех концов Иудеи люди должны были приносить свои жертвы туда, и поэтому в город должен был стекаться большой поток скота и продуктов.

Конец реформы

Сын и внук Езекии, которые правили после него в Иерусалиме, решили не следовать по его стопам. Возможно, они просто были не в состоянии это сделать. Ассирийские войска вернулись в Иудею во время правления сына Езекии Манассии. Согласно библейскому повествованию, ассирийцы некоторое время даже держали царя Манассию в заключении в Вавилоне. (В то время  Вавилоном правил  брат ассирийского императора.) То ли по причине ассирийского настояния, то ли из-за внутренних влияний, либо по религиозным убеждениям, но Манассия и его сын Амон возобновили языческий культ в Иудее, в том числе восстановили языческих идолов в Храме. Они также восстанавливают высоты, жертвенники за пределами Иерусалима, что положило конец религиозной централизации Езекии.

Правление царя Аммона было прервано убийством. Он стал царем в возрасте двадцати двух лет и был убит на двадцать четвертом. Царем Иудеи стал его сын Иосия. Иосии тогда было восемь лет.

Царь Иосия

Мы не знаем, кто управлял страной или кто имел влияние на царя, пока он не достиг совершеннолетия. Возможно, в качестве регента выступал член царской семьи или жрец. Согласно сообщениям книги Царств и Паралипоменон, есть пример несовершеннолетнего царя (Иоаса, который стал царем в возрасте около трех лет), регентом тогда служил первосвященник. Вполне возможно, что жреческое влияние имелось и в случае Иосии, потому что, когда он стал достаточно взрослым, он совершил поворот от религиозной политики своего отца и политике своего деда. Он вел себя так, что был подобен своему прадеду Езекии.

Как и Езекия, он учредил религиозную реформу. Подобно Езекии он разбил идолов, очистил Храм и распространил сферу своего влияния на территорию, которая до 722 года была царством Израиль. Как и Езекия, он централизовал культ в Иерусалиме. Снова были уничтожены локальные высоты. Люди должны были приносить все жертвы к одному центральному жертвеннику в Храме. Жрецы со всех высот были доставлены в Иерусалим для работы на второстепенных рабочих местах у жрецов Храма.

В дополнение к влиянию на Иосию со стороны людей, в том числе придворных и жреческого круга, внутренних и международных политических сил вокруг него, была еще одна вещь, которая повлияла на его реформу – книга. Согласно библейскому историку, на восемнадцатом году царствования Иосии, в 622 году до н.э., Иосия получил донесение от своего писца Шафана, что жрец Хелкия нашел "Книгу Закона" в Храме Яхве. Когда Шафан прочитал царю текст этой книги, которую нашел Хелкия, царь Иосия «разодрал одежды свои» - признак крайнего страдания на древнем Ближнем Востоке. Он вопросил пророчицу о значении этого, а затем провел гигантские национальные торжества в честь возобновления завета между Богом и народом. Согласно одному из библейских источников, после чтения этой книги последовало уничтожение высот Иосией. Иосия также уничтожил жертвенник в Вефиле, где царь  Иеровоам когда-то установил золотых тельцов. Этот религиозный акт был также и политическим актом. Он откровенно выразил заинтересованность иудейского монарха в землях, которые когда-то принадлежали царству Израиль.

Что это была за книга? Почему она вдохновила на религиозную реформу? Кем был жрец Хелкия? Где книга была прежде, чем тот ее нашел? Идентификация книги и ее автора является предметом рассмотрения следующей главы. Для начала нужно знать больше об эпохе царя Иосии и его преемников на престоле Давида.

В международной политике  произошли важные изменения. Ассирийская империя ослабла, и Вавилон угрожал сменить ее в качестве основной силы на Ближнем Востоке. Возможно, именно слабость Ассирии дала возможность Иосии вести себя столь самостоятельно.
Тем временем Египет стал союзником его старой соперницы – Ассирии – против возрастающей мощи Вавилонии. Когда египетская армия прошла через Иудею на поддержку ассирийцев, Иосия вывел войска, чтобы противостоять египтянам в Мегиддо. Египетские лучники убили его. В то время  ему было всего сорок лет.

Последние годы Иудеи

Преждевременная смерть Иосии означала немедленное прекращение политики независимости страны и религиозной реформы. Высоты были восстановлены. Следующие двадцать два года  правили трое из его сыновей и внук.  Все они взошли на трон молодыми и правили недолго.

Первый, Иоахаз, правил в течение трех месяцев, пока египетский фараон не взял верх и не свергнул его – его отвели в Египет, а на его место воцарили его брата, Иоакима.

Иоаким правил в течение одиннадцати лет как египетский вассал. Затем вавилоняне, которые тем временем разрушили ассирийскую империю, его одолели. Он погиб во время вавилонской кампании против Иудеи.

Его сын, Егояхин, стал его преемником и правил в течение трех месяцев до тех пор, пока не был схвачен и смещен с трона вавилонянами. Вавилонский император Навуходоносор отправил Иоакима в ссылку в Вавилон вместе с тысячами других иудеев: высший класс, военных руководителей, артистов и художников, т.е. тех, кто может представлять угрозу в Иудее или быть полезными в Вавилоне. Навуходоносор посадил на иудейский трон другого сына Иосии – Седекию.
Правление царя Иосии
Седекия, будучи вавилонским  вассалом, правил в течение одиннадцати лет. Около девятого года своего царствования он восстал против Навуходоносора. Вавилонское войско вернулось и разрушило Иерусалим. Тысячи жителей были сосланы в Вавилон. Последнее, что смог увидеть Седекия, была смерть его детей. Навуходоносор казнил его сыновей на его глазах, а затем ослепил его.

В этой ужасной обстановке завершилась династия царя Давида в Иерусалиме. Навуходоносор больше не ставил членов этой семьи на трон. Вместо этого он назначил иудейским начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова. Обратите внимание, что он является внуком Шафана, человека, который доложил царю Иосии о нахождении «Книги Закона» годами ранее. Иосия был царем, который выступал против ассирийцев и египтян, и которого можно воспринимать как про-вавилонского. Семья Шафана в течение как минимум трех поколений фактически  входила в про-вавилонскую партию в Иудее. В эту партию также  входил знаменитый пророк Иеремия. В книге Иеремии положительно говорится о царе Иосии, но ни о ком из его преемников на троне. Шафан, Иеремия или Годолия могут называть себя просто как про-иудейскими, но фактом является то, что они благоволили к антиассирийскому царю и выступили против противников вавилонян. И таким образом, Навуходоносором они воспринимались бы как настроенные про-вавилонски. Поэтому Навуходоносор и сделал Годолию, члена этой партии, начальником местности.

Это было неслыханным оскорблением дома Давидова. Два месяца спустя человек «из племени царского» убил Годолию.

Такой поворот событий поставил оставшееся в Иудее населения в безвыходное положение. Навуходоносор, великий монарх, оставил избранного им начальника. Этот избранник убит. Иудейский народ может чувствовать только ужас от возможного ответа императора. Было только одно место, куда они могли бы скрыться, будучи вне пределов его досягаемости – Египет. Книги 4-я Царств и Иеремии сообщают, что практически все население, остававшееся в Иудее, бежало в Египет. Это была невероятная и ироническая судьба для народа, который, следуя их традициям, образовался, как рабы.

Навуходоносор захватил и сжег Иерусалим в 587 году до н.э. Поэтому этот год знаменует собой еще один поворотный пункт в судьбе народа Израиля-Иуды. Город был разрушен, население сослано в вавилонский плен или стало беженцами в Египте, их Храм был разрушен, ковчег утрачен, и куда он исчез - является тайной и по сей день, их четырехсотлетняя царская династия была свергнута с престола, и их религия стояла перед лицом, возможно, самых больших проблем из всех, которые она когда-либо имела.

Эти бедствия представляются поворотной вехой в библейской эпохе. Исторические обстоятельства, которыми начинается и завершается эта глава - это падение Израиля в 722 году до н.э. и падение Иудеи в 587. Возможно, это говорит нам больше о представлениях современных историков, чем о библейской эпохе. Или, возможно, это говорит нам о том, что великие исторические кризисы сыграли негативную роль в формировании Библии. В любом случае, мы должны еще отметить, что период между 722 и 587 годами не был беспросветно мрачным. Это были времена великих деятелей и великих событий, взлетов и падений великих империй. Этот период включил в себя времена надежд и предвидений, особенно, во время правления Езекии и Иосии. Эти времена создали Исаию, Иеремию, и Иезекииля. Именно в этой эпохе враждующих империй, восстаний, насилия и жестокости, человек придумал грядущий мир, когда:

перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

В этой эпохе, среди этих лиц и событий можно было ожидать появления библейского писателя, изобразившего его царей, свой народ, и Бога столь же различными, как эти вещи писатели видели в дни Давида, Соломона и Иеровоама. Один писатель, живший в этот период, собрал историю своего народа, рисуя Моисея с позиции собственных дней писателя. Как и для авторов J и Е, эпоха, в которой жили эти писатели, имела влияние на рассказанную ими историю и на особенность их рассказа.

Скачать перевод книги можно здесь: Ричард Эллиотт Фридман "Кто написал Библию?" 

Немає коментарів:

Дописати коментар