24.09.11

Тайны библейских царей

Могут ли археологи использовать Библию как источник, исследуя древний мир, или этот метод стоит осудить как ненаучный? Со временем ученые, вероятно, найдут соломоново решение.

Роберт Дрейпер, National Geographic
03.05.2011


В старом городе Иерусалима по-осеннему тепло укутанная женщина сидит на скамейке, неторопливо ест яблоко и задумчиво всматривается в здание, принесшее ей и шумную известность, и горькое разочарование, в сущности, это не здание, а просто низкие каменные стены, примыкающие к древней ступенчатой двадцатиметровой подпорной стенке.

Эйлат Мацар
Эйлат Мазар – так зовут женщину – кажется самим олицетворением спокойствия и умиротворенности. Но лишь до тех пор, пока к ее скамейке не подходит молодой израильтянин в окружении группки туристов, рассматривающих древние стены. Эйлат знает, о чем будет говорить этот гид. Она вскакивает со скамейки, грозно приближается к юноше и разражается громким стаккато на иврите – а тот лишь равнодушно взирает на нее. Затем туристы изумленно наблюдают, как женщина в гневе удаляется.

«Да, надо быть сильной, – бормочет она, уходя, себе под нос. – Каждый так и норовит помешать тебе работать. – И уже более жалобно: – Но почему? Что мы сделали не так?»

Эйлат садится в машину. Женщина выглядит побежденной. «Такое чувство, что стресс меня действительно доконал, – признается она. – Он отнял у меня полжизни».


Дело в том, что ни в одном уголке мира археология не напоминает контактные единоборства так сильно, как в Израиле. Здесь идут по-стоянные бои. И сегодня одна из главных причин сражений – открытие Эйлат Мазар.

Появившееся в 2005 году сообщение Мазар о том, что она нашла дворец царя Давида, по-трясло мир. И одновременно возродило старую теорию, уже более четверти века прозябавшую на задворках науки. Согласно этой теории, Библия достоверно рассказывает об империи Давида и Соломона. Иначе говоря, открытие Мазар поддержало тех христиан и иудеев всего мира, которые считают, что Ветхий Завет может и должен истолковываться дословно.

Однако затем пришли жесткие критики, постаравшиеся камня на камне не оставить от ее предположений. И такие, как этот молодой гид – ее бывший студент с факультета археологии. Эйлат уже приходилось слышать, как, приводя сюда туристов, он сообщает им, что это вовсе НЕ дворец Давида. И что все археологические работы, ведущиеся в Городе Давида, – лишь уловка, которую используют крайне правые для расширения своего территориального господства и вытеснения палестинцев с их земли.

БИБЛИЯ РАВНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА?

История Давида и Соломона хорошо известна всем, кто мало-мальски знаком с Библией. Молодой иудейский пастух по имени Давид в поединке перед битвой убивает великана Голиафа, что становится причиной победы израильтян над филистимлянами. Со временем пастух становится военачальником, затем попадает в изгнание, ну а после смерти царя Саула в конце XI века до нашей эры Давида провозглашают царем Иудеи. Он завоевывает Иерусалим и объединяет народ иудейский с разрозненными племенами на севере Израиля, положив начало династии, которую продолжит его сын Соломон.

Давид существует уже три тысячелетия. Для мусульман он Дауд, почитаемый император и слуга Аллаха. Для христиан – прямой и одновременно духовный предок Иисуса, который наследует Давидову роль Спасителя. Для евреев – идеал правителя, отец Израиля, царь - пастырь, помазанник Божий, а они – его потомки, народ, избранный Богом.

С момента возникновения так называемой библейской археологии ученые тщетно пытаются доказать реальное существование Авраама, Моисея, Исхода и покорения Иерихона. «Почти все согласны с тем, что Библия является древнейшим текстом, восходящим к истории этой страны времен железного века. Вы можете, подобно многим ученым, относиться к этому тексту критически. Но невозможно игнорировать его вовсе, – говорит Амихай Мазар, кузен Эйлат и один из самых уважаемых археологов Израиля. И вместе с тем добавляет: – Но не следует пытаться доказать, что текст Библии – точная историческая хроника».

Игаэль Ядин
И все же многие археологи, начиная с американского ученого и крестного отца библейской археологии Вильяма Олбрайта, стремятся доказать именно это. Среди протеже Олбрайта был военачальник, политический деятель и ученый Игаэль Ядин. Для Ядина и людей его поколения Библия была неопровержима.

И потому Ядин, обнаружив в конце 1950-х городские ворота в библейском городе Хацор, совершил то, что в наши дни для археологов безусловное табу. Для определения возраста глиняной посуды он, наряду с методом страти-графии (определение возраста предмета по возрасту геологического пласта, в котором он был найден), использовал... Библию. И на основе ее приписал найденные ворота империи Соломона – потому что так говорилось в Третьей книге Царств. Проблема с использованием именно этой библейской книги в качестве источника, помимо всего прочего, состоит в том, что она была добавлена после смерти Соломона, случившейся в 930 году до нашей эры.

А БЫЛ ЛИ СОЛОМОН

Вообще, книги Ветхого Завета, описывающие историю Давида и Соломона, состоят из текстов, появившихся по крайней мере через 300 лет после описываемых в них событий. И нам неизвестны тексты со-временников, которые могли бы подтвердить их достоверность.

Несмотря на это, метод применения Библии в качестве руководства для археологов долго был общей практикой – пока его не осудили как ненаучный. И в начале 1980-х даже зародилось ответное движение, возглавляемое учеными Копенгагенского университета, – библейский минимализм . Для минималистов Давид и Соломон были просто литературными героями.

Убедительность этой позиции была слегка подорвана в 1993 году, когда на городище Тель-Дан на севере Израиля откопали черную базальтовую стелу с надписью, упоминающей «дом Давида» (в значении «род, династия Давида»). Однако ни одного подтверждения существования Соломона пока так и не найдено.

А даже если Давид и Соломон и существовали – кем были они? В Библии определенно сказано, что Давид и Соломон превратили Израильское царство в мощную империю, простиравшуюся от Средиземного моря до реки Иордан и от Дамаска до пустыни Негев. Но за многие годы работы археологи так и не смогли найти веских доказательств того, что Давид и Соломон хоть когда-то хоть что-то построили.

Исраэль Финкельштейн
И вот, опираясь на этот факт, в 1996 году Исраэль Финкельштейн из Тель-Авивского университета в своем докладе заявил, что в X веке до нашей эры на территории Израиля и сопредельных стран не существовало единой державы, знавшей монументальное строительство и возводившей дворцы. С его точки зрения, в этих местах только зарождались государства. В этом медленном и неравномерном процессе участвовало множество племен: на юге – филистимляне, на востоке – моавитяне, на севере – израильтяне, еще дальше на север – арамеи. В борьбе за влияние вполне могло поучаствовать и племя Иуда под предводительством пастуха Давида, жившего в Иерусалиме. По Финкельштейну, Иерусалим в то время был «небольшой горной деревушкой», Давид – оборванцем и выскочкой, а его армия – «полусотней вооруженных палками крестьян, которые кричали, ругались, плевались – а отнюдь не мощным войском с колесницами, описанным в библейских текстах».

Однако в 2005 году госпожа Мазар делает сенсационное заявление. Она сообщает, что нашла то самое здание, о котором во Второй книге Царств сказано: «И прислал Хирам, Царь Тирский… плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду. И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего Израиля».

ИСТОРИЯ РАЗБОЙНИКА ДАВИДА

Однако критики вскоре высмеяли Эйлат Мазар, обвинив ее в приверженности допотопным методам, когда ученые, подобные Игаэлю Ядину или деду самой Эйлат, работали с лопатой в одной руке и с Библией – в другой, и гордились этим.

С особым рвением выводы Мазар оспаривает Исраэль Финкельштейн. Именно он и другие сторонники так называемой низкой хронологии утверждают, что большинство археологических свидетельств указывают: библейские даты отличны от реальных минимум на век.

«Та реальность, которая имеется в Библии, – реальность более поздняя, – говорит ученый. – С точки зрения археолога, Ветхий Завет вообще писался с VIII по II век нашей эры. Да, Давид действительно жил в Х веке до нашей эры. Но это был вожак группы смутьянов, живших в небольших поселениях, а вовсе не в золотом городе Иерусалиме, как описывали державу царя Соломона. Давая такое описание, авторы текста имели перед глазами современную им действительность, а именно Ассирийскую империю». В VIII веке до нашей эры Ассирия завоевала Израиль и подчинила его южного соседа, Иудейское царство. То есть, описывая величие Соломона, авторы Библии могли описывать величие Иудеи в составе Ассирийской империи.

Я напоминаю Финкельштейну, что он смещает с трона Давида, в гений которого верят во всем мире. «Послушайте, когда я провожу исследования, мне приходится делать различие между Давидом как предметом мировой культуры и реальным, исторически существовавшим Давидом», – возражает ученый.

И затем Финкельштейн поясняет: «Так же я могу праздновать Песах – Исход, не думая о нем как о реальном событии. Для меня Давид – это Давид, отразившийся в образах позднейших царей Езекии и Иосии, это Давид в пророчествах Захарии. Тот Давид, который олицетворяет связь с зарождением христианства. Для меня этот Давид не вожак банды разбойников Х века до нашей эры. В культурном плане Давид – это все. И я даже горд тем, что этот "никто" и "ниоткуда" стал центральной фигурой религиозной традиции Запада».

КОГДА И КУДА ПРИЕХАЛА ЦАРИЦА САВСКАЯ

Но если крестьянин Давид жил в скромной хижине, что же тогда нашла Эйлат Мазар? «Бесспорно, речь идет не о дворце Давида! – при любом упоминании открытия Мазар Финкельштейн переходит на крик. – То есть я, конечно, уважаю ее труд. Она мне даже нравится – очень милая дама. Но подобное толкование, как бы точнее выразиться, немного наивно».

Исраэль всегда так начинает свои опровержения – с дружелюбного вступления, которое не может скрыть дьявольского блеска в его глазах. Но затем его манера общения меняется – высокий, бородатый, он нависает над посетителем всем корпусом, размахивая огромными ручищами и придавая баритону шекспировские интонации. И тех, кто испытал на себе мощь атак Финкельштейна, его обаяние не обманет.

Праведный гнев обрушивается и на «Соломоновы дворцы», открытые в Хацоре, Гезере и Мегиддо, – по мнению Финкельштейна и его сторонников, они были возведены царями из династии Омридов, правившими в IX веке до нашей эры – на век позднее Давида и Соломона. «Гезер был самым южным городом северного царства Израиль, в то время как Хацор находился в самой северной его части, а Мегиддо, располагавшийся посередине, был центром торговли, – поясняет археолог из Тель-Авивского университета Норма Франклин. – И те, кто взялись описать историю Соломона для потомков позднее его реального правления, стремились обосновать права своего народа на все эти земли. Для Ядина же и его соратников все обстоит просто: как сказано в Библии, так оно и есть. Трое ворот – и все они, по его мнению, должны принадлежать Соломону».

«Проанализируем историю Соломона, – вторит коллеге Финкельштейн. – Например, знаменитый визит царицы Савской – аравийской царицы, которая приехала в Иерусалим со множеством экзотических даров. Подобная история не могла случиться до 732 года до нашей эры – тогда Ассирия захватила весь регион и в аравийских странах под ее господством наконец начала развиваться торговля. Теперь подумаем о Соломоне как о могущественном хозяине коней и колесниц, а также целой армии всадников. Такая реальность, определенно, существовала лишь во времена Ассирийской империи». И эта точка зрения Финкельштейна и его сторонников, как модная и прогрессивная, несколько лет пользовалась широкой поддерж-кой общественности – пока на помощь Эйлат Мазар не пришли двое ученых.

ЧЕТЫРЕ ОЛИВКОВЫЕ КОСТОЧКИ

Йосеф Гарфинкель
Первый из них, профессор Еврейского университета Йосеф Гарфинкель, обнаружил в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима в долине Эла – долине, где, по свидетельству Библии, молодой пастух Давид победил Голиафа, – небольшую часть иудейского города. Возраст развалин указывает на то, что город существовал как раз во времена правления Давида.

Сегодня на поле легендарной битвы – мирные сельскохозяйственные угодья. Оживленное шоссе, магистраль № 38, пересекает древнюю дорогу. У подножия холмов по обеим сторонам дороги лежат руины Сокхофа и Азека. Согласно Библии, между этими двумя городами и расположились филистимляне перед роковым для них поединком Давида и Голиафа. В разгар сезона здесь останавливаются автобусы с туристами изо всех стран мира, чтобы путешественники могли взять на память камень и дома похвастаться трофеем, вывезенным с места гибели Голиафа.

«Не исключено, что Голиаф вовсе не был гигантом, – говорит Гарфинкель, проезжая по мосту к своему участку работ – Хирбет-Кейафа. – В Библии говорится, что Голиаф пришел из гигантского города – дойдя к нам через столетия, легенда могла превратить в гиганта самого Голиафа. Некоторые ученые хотят, чтобы Библия была похожа на Оксфордскую энциклопедию. Но три тысячи лет назад история так не писалась. Легенды, подобные истории Давида и Голиафа, создавались вечерами у костра, вокруг которого собирались люди – отдохнуть и обогреться».

Узнав о трехметровой мегалитической стене, нависшей над рекой Эйла, в 2008 году Гарфинкель начал широкомасштабные раскопки. Он обнаружил, что эта стена (каземат из двух стен с камерой внутри – такого же типа, что и найденные в северных Хацоре и Гезере) окружала укрепленный город площадью 2,3 гектара.

К стене примыкали частные дома, что не было принято у филистимлян, которые гипотетически могли бы быть хозяевами города.

Экспедиция нашла постройки и четыре оливковые косточки, возраст которых был установлен с помощью радиоуглеродного анализа – способа определения возраста биологических останков, предметов и биоматериалов посредством измерения содержания в них радиоактивного изотопа углерода-14. Анализ показал: косточки существуют примерно с 1000 года до нашей эры, с рубежа XI и Х веков.

Кроме того, был найден старинный противень для выпечки круглого пресного хлеба (питы), а также сотни костей разных животных: коз, овец и рыб. А вот костей свиней – ни одной. Иначе говоря, здесь должны были жить (или, по крайней мере, есть) иудеи.

И, пожалуй, самое важное, что обнаружила экспедиция – глиняный черепок с надписью, выполненной протоханаанским письмом, с характерными для иврита глаголами. На основании этого ученый заключил, что столкнулся с высокоразвитым иудейским обществом X века до нашей эры, существование которого так рьяно отрицают Финкельштейн и его сторонники.

ГОРОД ИЗ БИБЛИИ

Интереснее всего, как Гарфинкель догадался о названии этого поселения. Ученый обнаружил в крепостной стене, окружавшей город, не одни, а целых двое ворот – это единственное подобное городище, найденное до сих пор в царствах Иудеи и Израиля. «Двое ворот» переводится на иврит как Шаараим – а такой город, между прочим, трижды упоминается в Библии.

В одном случае (Первая книга Царств 17:52) описано бегство филистимлян от Давида обратно в Гат по «дороге Шаараимской».

«Вот вам Давид и Голиаф, и вот вам наше городище – все сходится, – Гарфинкель лаконичен. – Поселение типично иудейское, начиная с найденных костей животных и заканчивая городскими стенами. Приведите хотя бы два аргумента в доказательство того, что оно филистимское. Один из аргументов – это то, что Финкельштейн не хочет разрушать теорию низкой хронологии. Приведите мне второй».

Однако я слышал и про второй: Гарфинкель сделал свои выводы поспешно и объявил о них достаточно широко – хотя для установления датировки его открытий у него были всего четыре оливковые косточки, одна-единственная надпись и лишь пять процентов раскопанного городища. «Финкельштейн – известный зубр, и молодые археологи вроде Гарфинкеля считают его монополистом библейской археологии, – по-своему объясняет поспешность Йосефа Гарфинкеля археолог Давид Илан. – И стремятся его развенчать».

МОГИЛЫ НА КОПЯХ ЦАРЯ СОЛОМОНА

Томас Леви
«Здесь был настоящий Ад», – бодро поясняет второй союзник Эйлат Мазар, Томас Леви, стоя на краю раскопанного медного рудника, заполненного древним угольно-черным шлаком. Вокруг него и его студентов-волонтеров с последнего курса на добрый десяток гектаров раскинулся участок старинных медных разработок. Рядом – большая сторожевая крепость с развалинами караульных помещений, которым три тысячи лет. Надсмотрщики, вероятно, находились в непосредственной близости от плавильного производства, следя за рабочими, которые вряд ли трудились быстро и охотно.

В Иордании, в 50 километрах к югу от Мертвого моря, в районе Хирбат-эн-Нахас («медные руины» по-арабски), профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Томас Леви на протяжении последних восьми лет ведет раскопки крупного медного рудника. «Эти рудники могли принадлежать Давиду и Соломону, – говорит Леви о своем открытии. – По крайней мере объем производства меди в этих местах свидетельствует, что здесь существовало мощное государство».

Еще в 1940 году американский раввин и археолог Нельсон Глюк заявил, что обнаружил в этом самом месте, в низменном районе Файнан, рудники эдомитян. Согласно Библии, царство Эдом было соседом и могущественным врагом Израиля – пока в X веке до нашей эры его не завоевал Давид (впрочем, Эдом сумел вернуть себе свободу уже в конце правления Соломона). Однако позднее британские археологи заявили: Глюк ошибся на три столетия, на самом деле существование страны Эдом относится к VII веку до нашей эры, а никак не к X.

Леви начал изучать эту местность в 1997 году. И образцы, которые он переправил для датировки по углероду-14 в Оксфорд, подтвердили: Глюк находился на верном пути. Медь здесь плавили уже в Х веке до нашей эры, и, вероятно, это был ближайший к Иерусалиму рудник.

«При производстве таких масштабов нужна бесперебойная система снабжения пищей и водой. И рабы – единственные, кто мог работать в таких ужасных условиях. Если, конечно, не принимать в расчет старшекурсников, – Леви задумчивым взглядом окидывает своих волонтеров. – Это я все к тому, что такие работы не могло организовать примитивное племенное общество».

Экспедиция под руководством Леви и его иорданского коллеги Мохаммеда Наджара обнаружила четырехкамерные ворота (ворота с четырьмя помещениями внутри), которые тоже могли относиться к X веку. А в нескольких километрах от рудников было найдено кладбище с тремя с половиной тысячами захоронений, относящихся к тому же времени. Возможно, здесь покоились горные кочевники времен железного века, по древнеегипетским источникам известные как шасу, которые, по предположению Томаса Леви, могли быть «когда-то угнаны в рабство на рудники».

По всей видимости, основные работы в руднике прекратились к концу IX века. Так называемый слой прерывания пород, обнаруженный студентами Леви, помог объяснить, почему это произошло.

В этом слое волонтеры нашли 22 финиковые косточки и... египетские артефакты – амулет с львиной головой и скарабея, все относилось к X веку до нашей эры. Интересно, что вторжение египетского правителя на эту территорию вскоре после смерти Соломона представлено как в Ветхом Завете, так и на надписях в храме Амона в Карнаке. «Я уверен, что в конце Х века фараон Шешонк I прекратил производство металла на этой территории, – говорит Леви. – В Третий переходный период египтяне были не настолько сильны, чтобы полностью поработить завоеванные территории, поэтому вы не найдете здесь следов материальной культуры, говорящих о длительном египетском присутствии. Но они могли предпринимать широкомасштабные военные нападения – достаточно серьезные для того, чтобы ослабить эти небольшие царства, таким образом уничтожив внешнюю угрозу Египту. Вот что, я думаю, здесь делал Шешонк».

40 СПОРНЫХ ЛЕТ

Ад для безымянных рабов, который Леви обнаружил в Хирбат-эн-Нахасе, вполне может оказаться адом и для школы низкой хронологии Исраэля Финкельштейна. Ведь Финкельштейн утверждает, что царство Эдом появилось лишь в VIII веке – на два столетия позже времени, когда, согласно Леви, на территории Эдома активно разрабатывали медь.

Но Финкельштейн и не думает сдаваться.

О раскопках Леви он говорит: «Я не верю, что это крепость Х века до нашей эры. Никак не может быть, чтобы во времена, когда здесь плавили медь, рядом с производством жили люди. Дым, токсичные отходы – ни в коем случае!

Напротив, рассмотрим крепость Эн-Хазева на западном берегу реки Иордан, построенную ассирийцами на главной дороге к Эдому. Здание, открытое Томом, представляется мне ассирийской крепостью VIII века, по конструкции и времени постройки подобной крепости Эн-Хазева». В скобках хотелось бы заметить: мысль о том, что рядом с медеплавильным производством можно жить, не покажется абсурдной, например, шахтерам Западной Виргинии или людям, чьи дома расположены поблизости от атомной электростанции.

Вторят Финкельштейну и другие критики, заявляя, что первые 46 датировок Леви недостаточны, чтобы вернуть всю хронологию Эдома к библейским источникам. Так что для следующего радиоуглеродного анализа профессору пришлось удвоить количество образцов.

Впрочем, даже современный и весьма дорогостоящий (более 500 долларов за оливковую косточку) анализ по углероду-14 не дает сто-процентно точного результата. «В радиоуглеродном анализе погрешность может составлять 40 лет, – говорит Эйлат Мазар. – Кроме того, разные лаборатории дают разные результаты. Да и вокруг самого метода постоянно ведутся споры». Так, ее кузен Амихай и Финкельштейн сцепились в бесконечном споре об определении датировки одного-единственного слоя почвы в городе бронзового и железного века Тель-Рехов к западу от реки Иордан. Мазар настаивает на том, что этот слой – эпохи правления Соломона, а Финкельштейн заявляет, что он относится к более поздней династии Омридов. Разница между двумя эпохами – как раз около 40 лет.

«Многие даты этого периода, установленные с помощью радиоуглеродного анализа, варьируются именно в этом спорном диапазоне, – устало улыбается Эмихай Мазар. – Ни раньше, ни позже. А спор ведется вот уже 15 лет».

«С помощью радиоуглеродного анализа вы даже можете доказать, что Давид был норвежским крестьянином в шестом веке нашей эры!» – заявляет со свойственным ему сарказмом Исраэль Финкельштейн. Еще более едко он критикует открытия Гарфинкеля в Хирбет-Кейафа: «Посудите сами, от меня вы никогда не услышите, что при раскопках в Мегиддо я нашел одну оливковую косточку и что именно эта косточка, пусть это и противоречит сотням других данных, также полученных с помощью радиоуглеродного анализа, должна решить судьбу всей западной цивилизации, – он усмехается. – Отсутствие свиных костей? Да, это может означать наличие иудейского поселения – но поселения любых времен, не обязательно времен Давида. Надпись? Вероятнее, что ее сделали жители филистимлянского города, а не иудейского». Впрочем, Гарфинкель и Эйлат Мазар не остаются в долгу, в свою очередь обвиняя Финкельштейна в том, что он постоянно привлекает к себе чрезмерное внимание и использует ненаучные методы.

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ

Но все же, если данные, появившиеся в результате раскопок Леви и Гарфинкеля – оба они, к слову, получили гранты Национального географического общества, – подтвердятся, то ученые прошлых лет, считавшие Библию достойным доверия источником, могут быть реабилитированы хотя бы частично. «Это ознаменует конец школы Финкельштейна», – с явным удовлетворением констатирует Эйлат Мазар. Возможно, она и торопится с прогнозами, но с ней наверняка солидарны большинство израильтян. Их не может не раздражать Финкельштейнова интерпретация Давида, в израильской традиции – идеального, лучшего правителя всех времен и народов.

Однако тут дело не только в традициях, но и в политике. Критики отмечают, что раскопки госпожи Мазар велись при финансовой поддержке двух организаций – Фонда Города Давида и академического центра «Шалеем», деятельность которых посвящена обоснованию притязаний Израиля на эти территории. Кстати, при их поддержке ведутся и многие другие раскопки в Иерусалиме. Директор по развитию Фонда Города Давида Дорон Шпильман открыто признает: «Когда мы собираем средства на раскопки, нас вдохновляет перспектива подтверждения библейских текстов – а это неразрывно связано с суверенитетом Израиля».

Неудивительно, что поспешные поиски археологических доказательств, имеющие целью подтвердить право народа на эти земли, не устраивают иерусалимцев палестинского происхождения. Большинство раскопок ведутся в восточной части города, где веками селились многие поколения палестинцев, и откуда их, возможно, «попросят» – найдя достаточные к тому исторические основания.

Но, по правде говоря, большинство израильских археологов предпочли бы, чтобы результаты их работы никогда не использовали в политических целях. Увы, молодые государства это делают. «Чтобы определить свою самобытность по отношению к шведским и датским правителям, норвежцы опирались на существование исторических поселений викингов. Зимбабве было названо именем исторического городища. Археология – очень удобный инструмент национального самоопределения», – отмечает профессор археологии из университета имени М. Бар-Илана Авраам Фауст. Хотя, надо признать, национальное самоопределение Израиля возникло задолго до каких-либо раскопок.

И все же теории Исраэля Финкельштейна сегодня кажутся привлекательными многим интеллектуалам, желающим достигнуть компромисса между буквалистами – сторонниками буквального толкования текста Библии – и минималистами. Хотя последние открытия и отбрасывают Финкельштейна на оборонительные позиции – на это косвенно указывают его чересчур многочисленные в последнее время статьи и саркастический тон.
И все же, даже если Гарфинкель сможет доказать, что иудейское племя, породившее Давида, обитало в крепости Шаараим, Эйлат Мазар документально подтвердит, что царь Давид построил в Иерусалиме дворец, а Томас Леви успешно продемонстрирует, что царь Соломон управлял медными рудниками в Эдоме, все это вовсе не докажет существования великой библейской династии. Сколько еще придется провести раскопок, чтобы разрешить этот спор?

Немає коментарів:

Дописати коментар